ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СВЕТОВОГО СТОЛА ДЛЯ РИСОВАНИЯ ПЕСКОМ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА – ПСИХОЛОГА ДОУ. Подготовила: Педагог-психолог МДОБУ «Детский сад 7 «Искорка» комбинированного вида» г. Волхов Гашкова Ю.В.
Отличие от традиционных форм обучения: Усиливается желание ребенка узнавать что-то новое. Мощно развивается тактильная чувствительность. Более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные процессы. Совершенствуется предметно-игровая деятельность. Песок способен «заземлять» отрицательную энергию.
Цели и задачи в педагогической работе: Развивают тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую моторику. Снимают мышечное напряжение. Помогают ребенку чувствовать себя защищенным. Развивают активность, расширяют жизненный опыт. Стабилизируют эмоциональные состояния. Позволяют ребенку соотносить игры с реальной жизнью. Преодолевают комплекс «плохого художника». Развивают творческие действия. Совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку. Способствуют расширению словарного запаса.
Как должен вести себя специалист, практикующий работу с песком? Присоединение к ребенку. Искренняя заинтересованность, заинтригованность событиями и сюжетами, разворачивающимися в песочнице. Строгое следование профессиональной и общечеловеческой этике.
Особенности в работе с песком на световых столах: Рисование песком отличается простотой. Песочное рисование – это красота. Пластичность. Уменьшение стресса.
Актуальные проблемы, решаемые с помощью рисования песком: развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности; развитие воображения, творческого мышления, пространственного мышления; развитие речи и подготовка руки к письму ( в том числе обучение чтению, изучение иностранных языков); коррекция нарушений внимания и поведения; коррекция эмоциональных и невротических нарушений; развитие психических процессов у детей и взрослых; мягкое плавное восстановление после травм у детей и взрослых( инсульты, сотрясения ГМ, коррекция постгипоксических расстройств и ММД); развитие двух полушарий ГМ, гармоничное развитие личности; консультирование с использованием данного метода арт-терапии; снятие стресса и гармонизация внутреннего состояния; более глубокое понимание и принятие себя…
Что дает нам этот метод рисования песком: Дает возможность прикоснуться к глубинному, подлинному Я. Метод помогает войти в контакт со своими чувствами. Работа с песком помогает вдохновиться, вернуть утерянную спонтанность, развить внутреннюю свободу и почувствовать забытые ощущения счастья и творчества. Приобретается ценный опыт позитивных изменений. Внутренние конфликты и переживания легче выражаются с помощью зрительных образов. Побочным продуктом терапии искусством является удовлетворение.
Преимущества метода рисования песком перед другими формами арт-терапии : Процесс прост и приятен. Рисование песком дает возможность трансформации. Работая с песком на плоскости, движения становятся размеренными, синхронизируются с ритмом дыхания. Техника помогает развить тонкую моторику. Рисовать можно двумя руками симметрично.
Психологические проблемы, при которых полезно применять песочное рисование в сочетании с другими методами. Психологические проблемы, при которых полезно применять песочное рисование в сочетании с другими методами. Проблемы поведения детей. Эмоциональные проблемы. Семейные проблемы. Коммуникативные проблемы.
Условия при работе с песком: Согласие и желание ребенка. Специальная подготовка педагога, его творческий подход к проведению занятий. У детей не должно быть аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках.
Правила при работе с песком: Нельзя намеренно выбрасывать песок из песочницы. Нельзя бросать песок в других или брать его в рот. После игры надо помочь Песочной фее убрать все игрушки на свои места. После игры в песке надо помыть ручки.
Просеивание
Расхлопывание
Дождик
Торнадо
Волна
Рисование кулаком
Рисование ладонью
Рисование ребром большого пальца
Рисование щепотью
Рисование мизинцами
Одновременное использование нескольких пальцев
Рисование симметрично двумя руками
Отсечение лишнего
Насыпание из кулачка
Рисование пальцем
Материалы для рисования
Использование кондитерского шприца
Использование массажного мячика
Использование ситечка
Выдувание рисунка
Использование трафаретов
Использование декоративных украшений
Рекомендуемая литература Грабенко Т., Зинкевич-Евстигнеева Т. Чудеса на песке. Хоменко И. Н. Коррекционно- диагностический комплекс «Песочная магия» Кузуб Н.В., Осипук Э.И. В гостях у песочной феи. Зейц М. Пишем и рисуем на песке.