1 Евдокимова А.О., к.п.н., старший научный сотрудник Отдела на чального образования ИСМО РАО Кочурова Е.Э. к.п.н., зав. лаб. методики на чальной школы Отдела на чального образования ИСМО РАО ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА как технология реализации ФГОС второго поколения
3 ФГОС. Требования к метапредметным результатам освоения ООПНОО, 2009 Программа УМК Раздел «Учебная деятельность», 1998 г. Овладение способностью принимать и сохранять цели и зада чи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления. Умения принимать и решать учебную зада чу. Учебная зада ча с соответствующими операциями. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. Способы решения конкретных учебных зада ч по языку, математике, окружающему миру и др. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной зада чей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы решения. Планирование действия по их решению. Последовательность учебных операций ( знание, соответствующих алгоритмов действий). Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать в ситуациях неуспеха. Освоение на чальных форм познавательной и личностной рефлексии. Осознание уровня владения тем или иным способом действия ( «я не могу это сделать, потому что я не знаю или не умею…»), ориентировка на поиск необходимого ( нового) способа действия.
Текстовая арифметическая зада ча и ее решение Понятие арифметической зада чи. Условие и вопрос зада чи. Запись решения и ответа. Составная зада ча и ее решение. Зада чи, содержащие более двух данных и несколько вопросов. Изменение условия или вопроса зада чи. Составление текстов зада ч в соответствии с заданными условиями. Сравнивать предъявленные тексты с целью выбора текста, представляющего арифметическую зада чу. Обосновывать, почему данный текст является зада чей. Анализировать текст зада чи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины). Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте зада чи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы. Моделировать ситуацию, описанную в тексте зада чи, с помощью фишек или схем. Конструировать алгоритм решения зада чи. Воспроизводить способ решения зада чи в разных формах (вопросно-ответная, комментирование выполняемых действий, связный устный рассказ о решении). Анализировать предложенные варианты решения зада чи, выбирать из них верные. Оценивать предъявленное готовое решение зада чи (верно, неверно). Конструировать несложные зада чи с заданной сюжетной ситуацией (по рисунку, схеме и пр.) Программное содержание Характеристика деятельности детей (универсальные учебные действия)
Внутренняя оценка с обязательным включением педагогической диагностики Внешняя оценка (мониторинговые исследования) Контрольно- оценочная деятельность самих учащихся Система контроля и оценки учебных достижений
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА КАК ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ Педагогическая диагностика – это совокупность специально подобранных и систематизированных заданий, которые позволяют: – определить особенности усвоения учащимися предметных знаний, умений и навыков; – выявить характер трудностей ученика и установить их причины; – установить уровень овладения учебной деятельностью; – оценить изменения, происходящие в развитии учащихся.
Тема: "Безударные гласные в корне слова» 2 класс 1 Умеешь ли ты писать слова с безударными гласными в корне? Укажи с помощью цифр 1, 2, 3, 4 порядок своих действий. Чтобы не ошибиться в написании слов с безударными гласными в корне нужно: Обозна чить безударный гласный той же буквой, которой обозна чается ударный гласный в этом корне. Определить, в какую часть слова входит безударный гласный. Для безударного гласного в корне слова подобрать проверочное слово. Определить место ударения в слове. 2 Вставь букву, обозна чающую безударный гласный в корне слова. В каждой группе найди и подчеркни проверочные слова. м__новый, мёд, медовик, медный; к__рмушка, карман, корм, кормление, кормит, корка; б__больница, больной, боль, больше, бальный; св__тлячок, светить, светлый, цвет, ветка; 3 Ты уже знаешь, что часто разные слова произносятся одинаково. Сделай буквенные записи слов. [лиса], [мечи], [слизать]
Пример из педагогической диагностики Отметь верное решение зада чи. В детский сад привезли апельсины. После того как дней расходовали по кг в день, осталось кг апельсинов. Сколько килограммов апельсинов привезли в детский сад? а) ( ) – б) ( ) + в) ( : ) –
Объяснение решения по схеме: «Я учусь считать» 1 класс
проверка воспроизведен ия знаний применение знаний в знакомой ситуации Три уровня усвоения содержания применение знаний в незнакомой ситуации
1. Прочитай предложения. В рядом с правильными предложениями поставь +. В русском языке все согласные имеют пару по твёрдости – мягкости. В русском языке не все согласные имеют пару по твёрдости – мягкости. В русском языке звуки [ш] [ж] [ц] всегда твёрдые, у них нет мягкой пары. В русском языке звуки [й] [ч] [щ] всегда мягкие, у них нет твёрдой пары. 2. Поставь + в рядом со словами, в которых все согласные звуки мягкие. зелень дорога жить чаща цель гений 3. В языке «Крокс», так же как и в русском языке, нет отдельных букв для парных по твёрдости - мягкости согласных. Догадайся, как обозна чается твёрдость и мягкость согласных звуков в языке «Крокс». Запиши несколько слов по правилам «корейского» языка. м*а ч* - мячом ۷ ал*ч*ик ۷ - мальчик вата - ____________________, тётя - ____________________, чижи - ___________________, осень - ___________________ Как ты думаешь, каких букв нет в языке «Крокс»?
Метапредметные результаты (ФГОС, 2009) освоения основной образовательной программы на чального общего образования должны отражать: формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной зада чей и условиями ее реализации определять наиболее эффективные способы достижения результата
Пример из педагогической диагностики ( умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия ) Подчеркни правильное решение. а) 64 : 7 = 8 (ост.8) б) 51 : 9 = 5 (ост.6) в) 57 : 7 = 7 (ост.1)
Пример из педагогической диагностики (умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия ) В данной записи некоторые цифры заменили точками. Поставьте знаки >, < так, чтобы записи были верными:
Пример из педагогической диагностики (умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия ) Прочитай слова. Если звуки, из которых состоят эти слова, произнести в обратном порядке, получатся другие слова. Запиши их рядом с данными словами ток - [ т о к ] [ к о т ] кот лён - [л´ о н ] [н о л´] ноль ель - [ j´ э л´ ] [л´ э j´] лей
Требования к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы на чального общего образования (ФГОС, 2009) овладение логическими действиями: сравнения, анализа, синтеза, обобщения установления аналогий и причинно-следственных связей классификации по родовидовым признакам построения рассуждений, отнесения к известным понятиям
задания связаны с определением уровня ряда мыслительных операций проведение обобщения поиск нескольких возможных способов решения классификация группировка распознавание зада чи, не имеющей решения проведение сравнения
Пример из педагогической диагностики Установи закономерность расположения слов и продолжи ряд. 1) белый – чёрный, длинный - _________________________ 2) ласковый, приветливый, нежный, ____________________ 3) кенгуру, метро, пальто, ____________________________ 4) цветок, цветка, к цветку, ____________________________ Запиши к данным словам антонимы (слова, противоположные по зна чению). радостный - ___________, опасный - _______________ прекрасно - ____________, капустный - _____________ хвастливый - ___________, гигантский - _____________
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы на чального общего образования должны отражать: овладение способностью принимать и сохранять цели и зада чи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления освоение способов решения проблем творческого и поискового характера
Допиши единицы измерения. Длина дорожки 50 ___. Площадь кухни 8 ___. Высота дома 32 ___. Площадь пенала прямоугольной формы 180 ___. Высота окна 145 ___. Длина гвоздя 100 ___ Рост школьника ___.
способствует ли обучение продвижению в общем развитии, происходят ли изменения в математическом и языковом развитии какие компоненты учебной деятельности сформированы, а какие требуют дополнительной работы уровень самоконтроля (планирующего, пошагового, итогового); уровень самооценки причины устойчивых ошибок учеников и характер возникающих затруднений Реальной основой дифференцированного обучения должна стать педагогическая диагностика как КАК ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ
Оценивание выполнения заданий педагогической диагностики В интерпретации результатов применяется сочетание ка чественного и количественного подходов. Подчеркни слова, которые соответствуют схеме ¬ пригорок поход подруга мальчик кафе поляна 0 баллов – выбрано одно и более слов, несоответствующих схеме, правильные слова не отмечены или кроме слова, соответствующего схеме, выбрано более двух неправильных. 1 балл – выбрано одно из слов, соответствующих схеме, и одно слово, которое не соответствует схеме. 2 балла – отмечено только одно из двух слов, соответствующих схеме (поход или подруга), неправильных выборов нет. 3 балла – задание выполнено правильно: отмечены слова поход, подруга.
п/п 2 класс Б (декабрь- январь 2010 г.) Список класса Математика (ДИАГНОСТИКА) учитель ФИО 1 Логич. Зада ча (не жёлтая, не квадрат ) 2 Выбор схемы (Текст зада чи схема.) 3 Подсчёт квадратов разными способами 4 Выбор арифметического действ ия (Текст зада чи действ ие.) 5 + (-) в предел ах 100. Нестан дартная ситуация. 6 Анализ текста зада чи. 7 Текст зада чи действие Нестанд артная ситуация.Избыточ ное данное. 8 Констру ировани е новой фигуры из частей 9 Нарисуй самолёт (рыбку), изменив её простра нственн ое располо жение. СамоК Балл Мах Алексеева Нашла решение в 3 6 х 2+2 х 2 2. Болобан Барсуков конструирование, пространство 4. Ванеев Оригинальный подход к решениям 6. Демишев конструирование, со- поставление с образцом 7. Дюкарева конструирование 8. Ерлыков Проверка собственного решения 27-19=18 конструир, пространство 11Козлова Нашла решение в 3 6 х 2+2 х 2 12Орлов Осокин Нашёл решение в 3 6 х 2+2 х 2 14Павельев Анализ зада чи 7. конструирование 15Панцулая Зада ча 7, конструир, пространство 16Собко Анализ зада чи 7. 17Тухтаев Зада чи. Проверка собственного решения
4 класс Боровик Елена Леонидовна Школа 711 ( 17 декабря 2010 г.) 1 Сравнение многоз на чных чисел Нестан дартная ситуаци я. 2 Поиск ошибок в алгорит ме умноже ния 3 Примен ение алгорит ма умноже ния для восстан овления пример а. 4 Первы й «шаг» алгори тма делени я 5 Применение алгоритм а деления 6 Оценка частного в примера х на деление с остатком 7 Определ ение «шагов» алгоритм а выполне ния действий в числово м выражен иии 8 Примен ение математ ич термин ологии: делимо е, делител ь, и др. 9 – 10 – 11 Анализ текста зада чи и готового решения. Выбор двух верных решений из трёх возможных. Восстановление недостающих действий в решении зада чи ( 11 ) Анализ геометрическ ой фигуры: длина стороны, периметр, площадь 14 Констру ктивные умения, применение знаний о площади и перимет ре. Все го Мах 42 Шалимова А Результаты выполнения диагностической работы по математике 4 класс (середина учебного года)
Способы представления результатов педагогической диагностики
Вариант выполнения детьми диагностического задания: «Нарисуйте похожую фигуру в большой рамочке»
Задание 6 Цель: проверить состояние фонематического слуха, фонематического восприятия в процессе отбора картинок с заданным звуком в их названиях. Текст задания: «Посмотрите на эти картинки, видите, под ними есть небольшие кружочки. Вам нужно самостоятельно назвать каждую картинку и, если в названии картинки есть звук [с], за черкнуть кружок под ней. Первая картинка «солнце», в слове «солнце» есть звук [с], зна чит, нужно за черкнуть кружок. А теперь приступайте к самостоятельному выполнению задания».
Пример из педагогической диагностики 1 класс середина года
Варианты выполнения задания 1 класс середина года
Педагогическая диагностика 1 Выявление причин устойчивых ошибок; характера возникающих затруднений Коррекционно- развивающая работа Педагогическая диагностика 2
Коррекционно-развивающая работа
Пример из педагогической диагностики 1 класс конец года 2. Сравни слова. Отметь правильные утверждения. осы оси Слова отличаются только третьими звуками. Слова отличаются вторыми и третьими звуками. Слова отличаются третьими буквами. Слова отличаются вторыми и третьими буквами.
Пример из педагогической диагностики Сколько треугольников? Запиши свой ответ.
Дифференциация обучения – ключ к сохранению индивидуальности ребенка Обучение в гетерогенных классах. Выделение заданий трёх уровней сложности. Наличие коррекционно- развивающих тетрадей. Учет сформированности учебной деятельности (использование педагогической диагностики). Осознание уровня владения тем или иным способом действия («я не могу это сделать, потому что я не знаю или не умею...»), ориентировка на поиск необходимого (нового) способа действия.
«Дружим с математикой» 4 класс
Мониторинг учебных достижений: конец 3-го класса
Пример из педагогической диагностики: конец 3-го класса Напиши, какими звуками различаются эти слова. игра – икра ________________________________ примерять – примирять ____________________ рысь – рис _________________________________ грусть – груздь _____________________________ Оценка выполнения задания: 0 баллов – дан только один правильный ответ или правильных ответов нет. 1 балл – правильно указано различие в первой паре, в третье паре указано только одно отличие, во 2 и/или 4 парах указаны несуществующие отличия. 2 балла – в первой паре правильно указано различие, в третье паре указано не менее двух различий, рядом со второй и четвертой парой ничего не написано. 3 балла – задание выполнено правильно: игра – икра [г] - [к] примерять – примирять ---- рысь – рис [р] - [р], [ы] - [и], [с] - [с] грусть – груздь ---
Проверочные тестовые работы: русский язык, математика, чтение Предлагаемые тесты позволяют выяснить, насколько знания и умения учащихся соответствуют основным требованиям ( общим для всех программ на чальной школы) к знаниям и умениям учащихся, оканчивающим соответствующий класс. Тестовые задания составлены таким образом, чтобы одновременно выяснялась и сформированность учебных умений – умения воспринимать учебную зада чу, контролировать и корректировать собственные действия по ходу выполнения задания, использовать свои знания в новой, нестандартной ситуации.
Благодарим за внимание Евдокимова Антонина Олеговна, к.п.н., старший научный сотрудник Отдела на чального образования ИСМО РАО Кочурова Елена Эдуардовна к.п.н., зав. лаб. методики на чального обучения Отдела на чального образования ИСМО РАО