Современный урок в условиях реализации ФГОС общего образования Шалимова Наталья Александровна, декан факультета развития образовательных систем КОИРО, к.п.н Областное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Костромской областной институт развития образования»
Сущность педагогического процесса
Педагогический процесс как динамическая педагогическая система Цели Содержание Средства, технологии, методы обучения Алгоритм деятельности субъектов и объектов процесса Педагог Обучающийся
Структура педагогического процесса Формы, методы и средства Результат совместной деятельности: система жизненных отношений и ценностей в единстве с деятельностью Реализуются в педагогическом взаимодействии в совместной деятельности: Деятельность воспитуемого (обучаемого) и детского коллектива (осознаваемые и неосознаваемые мотивы, цели, содержание, формы, методы и средства деятельности) Деятельность педагога (педагогически целесообразные цели, задачи, содержание, формы, методы и средства педагогического взаимодействия) Формы, методы и средства Содержание Цель
Педагогическая задача как основная единица педагогического процесса Условия ;. Обладает всеми существенными признаками педагогического процесса Является общей при реализации любых педагогических целей Наблюдается при выделении путем абстрагирования в любом реальном процессе
Педагогическая задача Педагогическая ситуация Цель деятельности Условия ее осуществления
Педагогическая задача Оперативные задачи Тактические задачи Стратегические задачи
Решение педагогической задачи Анализ ситуации и постановка педагогической задачи Проектирование вариантов и выбор оптимального для данных условий решения Осуществление плана решения задачи на практике, включающее организацию взаимодействия, регулирование и коррегирование течения педагогического процесса Анализ результатов решения
Педагогическое взаимодействие Субъекты взаимодействия УчительУченик
Модель субъективного познания реального образовательного объекта (А.В. Хуторской)
Структура образовательной деятельности ученика (А.В. Хуторской) Ученик изучает и осваивает образовательный объект (в том числе эвристически), создает в результате свой личный образовательный продукт; с помощью учителя сопоставляет свой продукт с культурным аналогом; переосмысливает свой продукт и одновременно осваивает общекультурные достижения; процесс сопровождается рефлексией. На ее основе происходит самооценка и оценка образовательных результатов.
Дидактические требования к современному уроку
13 Основная цель российского образования Новая цель образования Проблемы России Стратегия 2020 Наша новая школа ФЦПРО Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России Общественный договор договор Новые образовательные запросы семьи, общества, и государства Широкое внедрение новых технологий во все сферы жизни Инновационная экономика Экономика знаний Новые технологии
Системно-деятельностный подход как методологическая основа ФГОС общего образования « Единственный путь, ведущий к знанию, – это деятельность» Б. Шоу
Системно-деятельностный подход - методологическая основа ФГОС общего образования Л.В. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов.
Системно-деятельностный подход Обучение и воспитание Деятельностные формы содержание в определенных возрастах способствуют формированию тех или иных типов деятельности Типы деятельности в дошкольном возрасте – игровая деятельность, в младшем школьном возрасте – учебная деятельность подростковый возраст – социально значимая деятельность юношеский возраст- учебно-профессиональная деятельность
Системно-деятельностный подход Обучение Деятельность Психическое развитие человека
Обучение Ученик осуществляет учебную деятельность – выполняет учебные действия на материале учебного предмета Интериоризация («выращивание») Внешние предметные действия превращаются во внутренние, когнитивные: мышление, память, восприятие
Системно-деятельностный подход Деятельность Внешнее условие развития у ученика познавательных процессов Чтобы ученик развивался, необходимо организовать его деятельность
Системно-деятельностный подход Задача - организация условий, провоцирующих ученическое действие Основа формирования в будущем его способности Собственное действие ученика
Тьютор В отличие от учителя, знающего конечную точку пути, путь и ведущего по нему, тьютор - это тот, «кто знает, как искать путь», предметом его заботы становится процесс «формирования знания о способе образования» Н. Рыбалкина
Тьютор Тьюторство – это не роль учителя, который знает ответы на вопросы, которые ребенок ему не задавал. Деятельность тьютора во многом заключается в том, чтобы понять, а в чем детский вопрос к … Так я вижу позицию тьютора, и, на мой взгляд, если она появится в теле нашего образования, тогда можно приблизиться к ответу на вопрос: как возможно такое содержание образования, субъектом которого является человек? А.И.Адамский (материалы III тьюторской конференции, 1998)
Работа с понятиями Поддержка Поддержка – действия, которые не дают чему-либо прекратиться, кому-либо упасть. Сопровождение Сопровождать – значит идти, ехать вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого»
Поддержка Помощь в преодолении проблемы. Комплекс «помогающих отношений» со стороны «посредника» или «доверенного лица».
Сопровождение Путь – это не только дорога, но и процесс передвижения по ней, время, срок, нужный для прохода, способ или средство достижения цели, направление (Словарь В.Даля). Сопровождение – «метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора» (Е.И.Казакова) Соединение действия сопровождаемого с сопутствующими действиями сопровождающего с целью достижения оптимального результата.
Поддержка - Сопровождение Деятельность обучающегося Личность обучающегося
Формирование умений работать со знаниями Формирование умений действовать со знанием дела Формирование умения действовать, когда знания становятся средством обучения действиям Организация исследовательской работы обучающихся Цель учителя
Л. М. Асмолова, кандидат педагогических наук, профессор кафедры управления персоналом Московского института открытого образования
Принципиальным изменением целей в условиях новых ФГОС является ориентир на ДОСТИЖЕНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ как достижение личностной и социальной зрелости, проявляемой ребенком в школьный период детства в индивидуальной и в совместной деятельности (со сверстниками, с младшими и старшими детьми, со взрослыми) и в социальном поведении.
Новый образ результата Школа успешна, если ВСЕМ ученикам в ОУ создаются условия, порождающие мотивацию к образованию: мотивацию к учебе и мотивацию к совместной социально-направленной деятельности; если ВСЕМ ученикам предоставлена возможность развивать свою самостоятельность в предметной и социально-направленной деятельности; если ВСЕМ ученикам обеспечено право развития и реализации рефлексивной самооценки результатов достигнутого. Учитель успешен, если он совместно с педагогами и родителями познает «внутренний закон развития» КАЖДОГО ребенка, заключающийся в возникновении новых предметных, социальных и личностных задач на основе развившихся возможностей ребенка, создает мотивирующую, деятельностную, компетентностную и рефлексивную среду совместной деятельности с КАЖДЫМ ребенком. Ученик успешен, если он развивается как личность: мотивирован к постановке и решению разноплановых задач в предметной и социальной деятельности в ОУ, способен проявлять свои личностные качества в индивидуальной и совместной деятельности, развивает рефлексивную самооценку своей деятельности достижений.
Идеальная дидактика - это ее отсутствие. Ученик сам стремится к знаниям так, что ничто не может ему помешать. Пусть гаснет свет он будет читать при свечах Анатолий Гин
Дайте ребенку любознательность. Знания он возьмет сам. А.А. Гин
Спасибо за внимание! Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться Лев Толстой