Художники анималисты. Василий Алексеевич Ватагин. Презентацию подготовила ученица 5-а класса Неборская Дарья
Вряд ли найдется на земле человек, который не любил бы животных. Некоторые из животных наводят страх, другие необыкновенно милы, третьи так красивы, что вызывают восхищение, а другие радость и улыбку. И чтобы сохранить эту красоту в памяти, человек изображает увиденное в рисунках. Найдены древние пещеры, стены которых украшены рисунками животных. Хоть у первобытных людей не было кистей и красок, но они умело передавали настроение и повадки животных. Наскальные рисунки
И только 300 лет назад в Голландии изображения животных стало отдельным направлением в искусстве. Назвали это направление – АНИМАЛИЗМ, от английского слова «animal», а художников работающих в этом направлении – АНИМАЛИСТАМИ. Кони на лугу.1649 г. Паулюс Поттер. Птицы на фоне пейзажа г., Савери Рулант
В России первым художником- анималистом был Василий Алексеевич Ватагин – российский график, скульптор, один из лучших художников- анималистов XX века, основоположник московской анималистической школы. Он с юных лет любовался красотой зверей и птиц, любимым его занятием было рисование. Он обладал хорошей памятью и мог рисовать часами, не скучая. Хоть по образованию Василий Алексеевич был биологом, но основной для него стала профессия художника.
Стиль работ Ватагина В.А. складывался под влиянием его многочисленных путешествий по России и за границей. Все свободное время художник проводил в музеях, изучая в подлинниках величайшие произведения мирового искусства. Ватагин мучительно искал свой путь, в нем боролись два противоречия: художник боролся в нем с биологом. Он рисовал научную иллюстрацию и создавал при этом художественный образ. Так сложился индивидуальный ватагинский почерк. Мартышка Диана г.. Бумага, акварель. Детство бегемота, 1920 г. Ватман, масло.
Чувства неиссякаемой любви к животному миру лежали в основе творчества В.А.Ватагина. Он часто обращался к жанру звериного портрета. Умело передавал характерные особенности каждого животного. Мягкость движения рыси, гордый взгляд орла, грациозность леопарда, неуклюжесть медведя. Рисунки Ватагина удивительно передают не только зверей, но и колорит, настроение той или иной местности. Портрет обезьяны 1913 г. Бумага, акварель. Пума в компасах Патагонии г. Фанера, масло.
Пробовал Ватагин работать и в жанре декоративной парковой скульптуры. Так в г.г. он оформил вход на новую территорию Московского зоопарка. А в 1935 г. за 12 дней вылепил три фигуры львов для одного из крымских санаториев. При биологической точности его скульптур Ватагин создавал яркий живой образ зверя. Он мастерски владел различными материалами: резал камень, дерево; работал с керамикой, металлом. Слон. дерево. Вход на территорию Московского зоопарка г.г.
Василий Алексеевич всю жизнь занимался научной иллюстрацией. Он иллюстрировал учебники, зоологические таблицы. Много лет работал для Дарвиновского и зоологического музеев. В 20-х годах обратился к детской книге. Он иллюстрировал произведения о природе, о животных таких авторов как Тургенев, Дж.Лондон, Лев Толстой, А.Чехов, Сетон-Томпсон, Бианки. Медведь за рыбной ловлей г. Тигр амурский г.
В 1926 году Ватагин делает «Азбуку в картинках», помещая в неё яркие, точные изображения животных, соответствующие разным буквам алфавита. Выпустил книжку – картинку «Кто нас возит» и другие. Для детских книг Ватагин выбирал яркие цвета, собирая рисунок из плотных цветовых масс.
Самая известная графическая работа – иллюстрации к его любимой книге – «Маугли» Киплинга. Для первого варианта Ватагин сделал около двухсот эскизов. Рисовал с натуры не только животных, но и детей. В течение 30 лет художник обращался к «Маугли» 6 раз. В этой книге объединились его глубокое знание животного мира и фантастические воспоминания путешествия художника по Индии. Творческое наследие Василия Ватагина огромно и не случайно многие художники-анималисты именно его считают своим Учителем.