Дошкольное учреждение 20 «Сокол» г.Шахтерск Развитие силы голоса у детей с речевыми нарушениями Шульга Валентина Сергеевна учитель - логопед
Цель: Развитие речевого дыхания, силы голоса, речевого ритма.
Упражнение «Гудок» Цель. Учить детей менять силу голоса от громкого к тихому. Выработка умения регулировать силу голоса. Подготовительная работа: картинка с изображением паровоза. Краткое описание: Дети становятся в один ряд лицом к воспитателю и поднимают руки через стороны вверх до встречи их ладонями. Затем медленно опускают через стороны вниз. Одновременно с опусканием рук дети произносят звук у сначала громко, а затем постепенно все тише (паровоз удаляется). Опустив руки, замолкают. Методические указания. Сначала упражнение показывает сам педагог, затем он вызывает двух детей, которые изображают гудок вместе с ним. Остальные дети делают только движения руками. Потом в игре принимает участие вся группа. У- у-у -у
Тон голоса ласковый печальный радостный просящим плачущий удивленный кричащий капризный задумчивый
Упражнение «Игра тонами» Цель: произнести одну и туже фразу несколькими видами тонов «Посмотрите на меня» Р радостно-ободряющим Раздраженно-укоряющим Печально-сокрушающимся Ласково-просящим Уверенно - доброжелательным
Игра – занятие: Развитие высоты голоса Рассказ « Кто как кричит?» Цель : Учить детей говорить «тоненьким» голосом и низким голосом. Выработка умения повышать и понижать тон голоса. « Утром рано на даче вышли мы погулять. Слышим, кто-то тоненько пищит: «пи-пи»- (произносит звукоподражание «тоненьким» голосом). Смотрим, это птенчик сидит на дереве и пищит; ждет, когда ему мама червячка принесет. Как тоненько птенчик пищит? («Пи-пи-пи».) В это время птичка прилетела, дала птенчику червяка и запищала: «пи-пи-пи» (произносит звукоподражание более низким голосом). Как мама-птичка пищала? («Пи-пи-пи».) Птичка улетела, и мы дальше пошли Пи- пи
Слышим кто – то у забора тоненько кричит: «мяу-мяу – мяу» (произносим звукоподражание «тоненьким» голосом) И выскочил на дорожку котенок. Как он мяукал? (Дети воспроизводят образец воспитателя.) Это он маму-кошку звал. Услышала она, бежит по дорожке и мяукает: «мяу-мяу-мяу» (говорит «мяу-мяу» более низким голосом). Как кошка мяукала? («Мяу-мяу-мяу».) Методические указания: Следить, чтобы дети не кричали, а говорили спокойно, повышая и понижая голос в доступных для них пределах. Мяу-мяу
Игра – занятие : « Три медведя» Цель: Воспитывать у детей умение менять высоту голоса. Изменение тона голоса по высоте. Краткое описание: Взрослый рассказывает сказку «Три медведя», сопровождая свою речь показом иллюстраций. Потом задает детям вопросы, например: «Что сказал Михаил Иванович, когда увидел, кто ел с моей тарелки?» Дети, отвечая на вопросы, меняют соответственно высоту голоса. Методические указания. Взрослый следит, чтобы, подражая Мишутке, Анастасии Петровне и Михаилу Ивановичу, дети не говорили очень высоко (до писка) и очень низко (до хрипоты в голосе), т. е. чтобы они повышали и понижали голос в доступных для них пределах. Кто ел с моей тарелки?
Упражнение : на развитие тембра голоса И.п. стоя, ноги на ширине плеч, руки в замке над головой. Вдохнуть через нос, слегка прогнувшись назад. Наклоняясь вперед, медленно выдохнуть. При этом произносить каждый раз новый гласный: « а », « о », « у », « ы », « э ». « А » – руки вверх. « О » – руки кольцом перед собой. « У » – руки рупором. « Ы » – руки овалом впереди. « Э » – руки овалом сзади.
Упражнение: Чтение стихотворения с изменение силы голоса с каждым куплетом. Была тишина, тишина, … - почти без голоса, одной артикуляцией Вдруг Грохотом грома сменилась она. - шепотом И вот уже дождик - голосом разговорной громкости Тихонько – ты слышишь? Закрапал, закрапал, закрапал по крыше. Наверно, сейчас барабанить он станет. Уже барабанит. Уже барабанит! - очень громко
Благодарим за сотрудничество ! « Где-то в самом сокровенном уголке сердца у каждого ребёнка своя струна, она звучит на свой лад, и чтобы сердце отозвалось на моё слово, нужно настроиться самому на тон этой струны. » В. Сухомлинский