«Твой ясный свет сияет над Россией. Святой Сергий Радонежский». К 700-летию со дня рождения преподобного. 1 Работу выполнила учитель Дюжева Галина Камильевна
2 Твой ясный свет сияет над Россией. Святой Сергий Радонежский. К 700-летию со дня рождения преподобного
Об этом знать должны все дети: Давным-давно на белом свете Жил отрок. Он молился Богу, Просил в учении подмогу. Однажды отрок Старца встретил, И тот сказал: «Ты духом светел. Ты сможешь хорошо учиться И перед Богом отличиться». 3
По древнему преданию, имение родителей Сергия, бояр Ростовских Кирилла и Марии, находилось в окрестностях Ростова Великого, по дороге в Ярославль. Родители жили просто, были люди тихие, спокойные, с крепким и серьезным складом жизни. 3 мая у Марии родился сын. Священник дал ему имя Варфоломея, по дню празднования этого святого. Особенный оттенок, отличающий его, лежит на ребенке с самого раннего детства. 4
И вот, деревенская картинка, так близкая и так понятная через семьсот лет! Забрели куда-то жеребята и пропали. Отец послал Варфоломея их разыскивать. Мальчик уж не раз бродил так, по полям, в лесу. При всей любви Варфоломея к одиночеству, природе и при всей его мечтательности он, конечно, добросовестно исполнял всякое дело этой чертой отмечена вся его жизнь. Теперь он очень удрученный неудачами нашел не то, чего искал. Под дубом встретил «старца черноризца, саном пресвитера». 5
После смерти родителей Варфоломей отправился в Хотьково-Покровский монастырь, где уже иночествовал его овдовевший брат Стефан. Стремясь к «строжайшему монашеству», к пустынножитию, он оставался здесь недолго и, убедив Стефана, вместе с ним основал пустынь на берегу реки Кончуры, на холме Маковец посреди глухого Радонежского бора, где и построил около 1335 года небольшую деревянную церковь во имя Святой Троицы, на месте которой стоит теперь соборный храм также во имя Святой Троицы в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. 6
Он стал отшельником, монахом; В лесу с ночным боролся страхом, Молитвой бесов прогоняя, Природу светом наполняя. С годами он в лесу прижился, С медведем даже подружился. Был сердцем чист, молился много. И этим угодил он Богу. 7
Когда о Сергии узнали, К нему тянуться люди стали. Сперва ученики-монахи К нему слетелись, словно птахи. И вот работа закипела. Все так старались сделать дело: Обитель Божию построить И жизнь на Божий лад настроить. 8
Однажды чудный свет полился, Когда Святой в ночи молился, Чтоб наш Господь, всех благ Даритель, Благословил Свою Обитель. Застыл он на пороге кельи: В сиянье дивно птицы пели! И Голос был: «Бессчетны птицы - Вот сколько к Богу обратится». Когда Угодник Божий в храме Служил пред Чашею с Дарами, То в алтаре - священном месте Сам Ангел с ним молился вместе, Крылатый воин Божьей рати. И видели монахи-братья, Как вдруг огонь с небес спустился И прямо в Чашу опустился. 9
Но сколь ни одинок был преподобный в это время, слухи о его пустынничестве шли. И вот стали являться люди, прося взять к себе, спасаться вместе. Сергий отговаривал. Все-таки уступил. И принял нескольких… Построили двенадцать келий. Обнесли тыном для защиты от зверей. Келии стояли под огромными соснами, елями. Торчали пни только что срубленных деревьев. Между ними разводила братия свой скромный огород. Жили тихо и сурово. Сергий подавал во всем пример. Сам рубил келии, таскал бревна, носил воду в двух водоносах в гору, молол ручными жерновами, пек хлебы, варил пищу, кроил и шил одежду. И наверно, плотничал теперь уже отлично. Летом и зимой ходил в той же одежде, ни мороз его не брал, ни зной. Телесно, несмотря на скудную пищу, был очень крепок, «имел силу противу двух человек». Был первым и на службах. Так шли годы. 10
Преподобный Сергий вышел в жизнь, когда татарщина уже надламывалась. До сих пор Сергий был тихим отшельником, плотником, скромным игуменом и воспитателем, святым. Теперь стоял пред трудным делом: благословения на кровь. 18 августа Димитрий с князем Серпуховским Владимиром, князьями других областей и воеводами приехал в Лавру. Вероятно, это было и торжественно, и глубоко серьезно: Русь вправду собралась. 11
Так жил подвижник Православья, Христа и Богоматерь славя. И по его дана молитве Победа в Куликовской битве. Свою показывая милость, К нему Пречистая явилась И обещала, что Обитель Спасет Господь наш Вседержитель. 12
Есть величавое в том, что помощниками князю Сергий дал двух монахов-схимников: Пересвета и Ослябю. Воинами были они в миру и на татар пошли без шлемов, панцирей в образе схимы, с белыми крестами на монашеской одежде. 8-е сентября 1380 года! По преданию, на зов татарского богатыря выскакал Пересвет, давно готовый к смерти, и, схватившись с Челубеем, поразив его, сам пал. Началась общая битва. Сергий правильно сказал: «Многим плетутся венки мученические». Их было сплетено немало. 13
8-е сентября 1380 года! По преданию, на зов татарского богатыря выскакал Пересвет, давно готовый к смерти, и, схватившись с Челубеем, поразив его, сам пал. Началась общая битва. Сергий правильно сказал: «Многим плетутся венки мученические». Их было сплетено немало. 14
Преподобный же в эти часы молился с братией у себя в церкви. Он говорил о ходе боя. Называл павших и читал заупокойные молитвы. А в конце сказал: «Мы победили». 15
08 октября 1392 года Преподобный Сергий скончался. Открыто людям Божье Слово. Окончен путь земной Святого, И Преподобный в вечной жизни О нашей молится Отчизне. Угодника нетленно тело - Живет его святое дело. Он всем нам показал дорогу, Которая приводит к Богу. 16
Сергий пришел на свою Маковицу скромным и безвестным юношей Варфоломеем, а ушел прославленнейшим старцем. До преподобного на Маковице был лес, вблизи источник, да медведи жили в дебрях по соседству. А когда он умер, место резко выделялось из лесов и из России. На Маковице стоял монастырь Троице-Сергиева лавра, одна из четырех лавр нашей родины. Вокруг расчистились леса, поля явились, ржи, овсы, деревни. Еще при Сергии глухой пригорок в лесах Радонежа стал светло-притягательным для тысяч. Сергий основал не только свой монастырь. Бесчисленны обители, возникшие по его благословению, основанные его учениками и проникнутые духом его. 17
Юноша Варфоломей, удалившись в леса на «Маковицу», оказался создателем монастыря, затем монастырей, затем вообще монашества в огромнейшей стране. Не оставив по себе писаний, Сергий будто бы ничему не учит. Но он учит именно всем обликом своим: одним он утешение и освежение, другим немой укор. Безмолвно Сергий учит самому простому: правде, прямоте, мужественности, труду, благоговению и вере. 18