Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад 381 комбинированного вида» Познавательный проект «История русского костюма» Участники проекта: дети и воспитатели старшей логопедической группы «Вишенка» - Вергун Е.Х. и Сережкина И.П.
Актуальность проекта. У русской национальной одежды многовековая история. Ее характер, сложившийся в быту многих поколений, соответствует внешнему облику, образу жизни, характеру труда русского народа. Русский народный костюм – это источник творчества, который является объектом материальной и духовной культуры народа и его представления о прекрасном. Русская национальная одежда – это своеобразная книга, научившись читать которую, можно узнать о традициях, обычаях и истории своего народа.
Цель проекта: сформировать представления детей о русском народном костюме посредством познавательно – исследовательской и продуктивной деятельности. Задачи проекта: Способствовать развитию познавательного интереса детей к истории русского народного костюма и, как следствие, к русской народной культуре. Расширить и уточнить представления детей о русском народном костюме и традициях русского народа. Способствовать воспитанию патриотических чувств, чувства гордости за русский народ. Развивать социально - коммуникативные навыки детей, в том числе расширять словарный запас детей по теме и совершенствовать лексико-грамматический строй речи.
Метод трех вопросов Что знаем? Давным-давно женщины ходили в платьях. Видели костюмы в детских книжках. Что хотим узнать? Какие костюмы носили женщины и мужчины в старину ? Как назывались детали костюма? Как назывались головные уборы? Когда девушки носили головные уборы? Как узнать? Спросить у родителей, у воспитателей. Из книг и энциклопедий. Из мультфильмов по русским народным сказкам.
Ожидаемый результат расширены представления детей об истории русского народного костюма; сформирован познавательный интерес к русским народным традициям и культуре; проект будет способствовать воспитанию у детей чувства гордости за русский народ;
Реализация проекта 1 этап – подготовительный Составление плана реализации проекта. Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстрированного материала по данной теме. Составление картотек игр и литературного материала по теме проекта. Доведение до родителей темы проекта. Подготовка информационного листка с приглашением к участию в проекте.
Организа ция работы Метод трех вопросов, Художественное творчество Конструктивная деятельность Развлечение «Русские посиделки» Игровая деятельность Беседы Чтение художественной литературы Совместная деятельность с родителями
2 этап – практический. Познавательно - исследовательская деятельность. Беседы «Знакомство с женской русской народной одеждой», «Как одевались мужчины на Руси», «Нарядная и повседневная одежда»
Чтение, рассматривание иллюстраций. Русские народные сказки – «Гуси-лебеди», «Морозко», «Три медведя», «Сивка-бурка», «Царевна-лягушка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка, Аксаков «Аленький цветочек» Энциклопедии – «Русский народный костюм», «Ладушки» Рассказы К. Ушинского «Как рубашка в поле выросла», «Как Мите сшили сюртук»
Художественное творчество (рисование, лепка) Изобразительная деятельность – «Девушка в сарафане», «Русский платок» Лепка «Нарядный кокошник»
Конструктивная деятельность Аппликация «Праздничная косоворотка»
Выставки рисунков и поделок
Игровая и театрализованная деятельность Постановка отрывка из сказки «Маша и медведь» Дидактические игры «Одень куклу», «Составь узор» Сюжетно-ролевые игры «Чаепитие», «В гостях» Подвижные и хороводные игры «Ручеек», «Открывайтесь ворота», «По малину в сад пойдем»
Совместная деятельность с родителями. Подготовка девочек с родителями к конкурсу на лучший кокошник. Подготовка мальчиками с родителями презентаций страничек для альбома «Русское народное творчество». Посещение краеведческого музея и областного центра русского фольклора и этнографии.
Развлечение «Русские посиделки». Конкурс среди девочек «Лучший кокошник» Инсценировка сказки «Сарафан в гостях у рубахи» Русские народные подвижные и хороводные игры «Ручеек», «Открывайтесь ворота», «По малину в сад пойдем» Сюрпризный момент – угощение пряниками.
Результативность. 3 этап – итоговый. Дети проявляют активный познавательный интерес к истории русского народного костюма, а как следствие к русским народным традициям и обычаям. Значительно расширены и обобщены представления детей о русском народном костюме, как о объекте материальной и духовной культуры русского народа. Положено начало воспитания патриотических чувств у детей. Значительно расширен словарный запас детей по данной теме и усовершенствован лексико- грамматический строй речи.