познакомиться с группой разносклоняемых существительных; научиться изменять разносклоняемые существительные, обосновывать выбор гласных в окончаниях; совершенствовать навыки правильного написания падежных окончаний существительных;
Что называется именем существительным? Каковы морфологические признаки существительных? Как определить род имени существительного? Можно ли сказать, что существительные изменяются по родам? Какие имена существительные называются собственными, а какие – нарицательными? Как различить одушевленные и неодушевленные существительные? Что называется склонением имен существительных? Какие существительные относятся к каждому из склонение
1. Какое из указанных слов не является существительным? 1) пятёрка 2) пятак 3) пять 4) пятиклассник 5) пятерня 2. Укажите существительное среднего рода. 1) детальь 2) рейд 3) рельс 4) намерение 5) договоренность 3. Укажите существительное второго склонения. 1) тропинка 2) аллея 3) иней 4) деревуя 5) постель
4. Укажите существительное третьего склонения. 1) детальь 2) березкаа 3) медведь 4) дорога 5) хвоя 5. Какое существительное имеет окончание е? 1) о приземлении… 2) в ущелье… 3) о деталь… 4) в направлении… 5) в области… 6. Какое существительное имеет окончание и? 1) в алле… 2) к березка… 3) к дереву… 4) в часть… 5) в армии…
7. Укажите неодушевленное существительное? 1) белка 2) фамилия 3) ученик 4) школьник 5) ребенок 8. Укажите собственное существительное? 1) спортсмен 2) приземлениие 3) сражение 4) Наталия 5) частье 9. Укажите нарицательное существительное? 1) Саранск 2) девочка 3) Дарья 4) Елховка 5) Москва 10. Какое существительное в Родительном, Дательном и Предложном падежах имеет окончание и? 1) медведь 2) рейд 3) постель 4) рельс 5) рейка
- Просклоняем вместе с вами в тетрадях существительные путь и имя в единственном числе. - Итак, в каких падежах эти существительные имеют окончания 3 склонения, в каких – 2 склонения?
Бремя, вредмя, вымя, знамя, имя, планя, планя, семя, стремя, темя и путь
Проверим себя
С какой группой существительных мы сегодня познакомились? В чем особенности их склонения?
Обобщить и закрепить навыки правильного написания падежных окончаний разносклоняемых имён существительных.
Есть история про племя. Лишь весной настанет вредмя, Племя мирно сеет семя, Хоть пахать и сеять - бремя. У коровы полно вымя. Папуаске нужно имя Для сынишки сочинить И корову подоить. Но вожак их – ногу в стремя, Прилепив перо на стремя, Над собою поднял знамя, Раздувая распри планя: Призывает всех опять Не работать – воевать. Но не хочет племя вновь Проливать напрасно кровь. Выпишите все разносклоняемые существительные из текста. С какой группой существительных мы познакомились на предыдущем уроке? В чем особенности склонения существительных на -мя?
Время от вред..ни в п..рыжелых к..мышах слышался плеск и вслед за этим среди з..р..слей кувшин..к медленно пр..плавал к..русь. Объясните пропущенные орфограммы. Спишите предложение. Подчеркните грамматические основы. Расставьте знаки препинания. Начертите схему предложения.
Найдите лишнее слово Молния, профессия, галерея, делегация. Поставьте эти существительные в родительный, дательный, предложный падежи единственного числа, выделите окончания. Запишите слова профессия, галерея, делегация в «Словарь трудных слов»
Ж..леть о потраченном вредм..ни, уд..яяявляться терпеливости мастер.., напр..яяявляться по дорог.. к станции.., разв..вать способности в ребёнк.., по..яяявляться в распор..жжение лагеря, разд..ваться в здании, посадить сем..на.
Короткая летняя ночь на исходе. На востоке ярким планенем алеет край неба, и в природе начинается пробуждение. Время от вредмени в отдалении раздается пение птиц. По дороге от деревуи потянулось стадо. В обратном направлениии движется машина с зерном.
Сем.. на растений, столб план.. н.., под брем.. н.. м лет, без роду без плем.. н.., выступать от им.. н.. коллектива, действовать им.. н..м закона, ученый с мировым им.. н..м, называть вещи своими им.. нами.