Методы финансового контроля. 1. Метод фактического контроля (чаще применяется на стадии последующего контроля). Наблюдение 1.1. Наблюдение – исследует текущую финансовую деятельность и ее результаты. открытое наблюдение. скрытое наблюдение (без уведомления проверяемого, применяется только при оперативно-розыскных мероприятиях, операции по внедрению). Обследование 1.2. Обследованиеизучение финансовой хозяйственной деятельности проверяемого, с целью не только выявить нарушения, но и их причину. Ревизия 1.3. Ревизия –углубленное исследование финансовой хозяйственной деятельности проверяемого, с целью определения законности, эффективности и целесообразности расходования материальных и финансовых ресурсов.
Основание для ревизии: решение руководителя фирмы или учредителей; распоряжение уполномоченного должностного лица правоохранительных органов или органов ФК. Виды ревизии: выборочная комплексная тематическая(по итогам составленного акта) Инвентаризация 1.4. Инвентаризация
2. Методы документального контроля. Осуществляется проверка финансовой деятельности на основании первичной отчетности и аналитических документов. Объектом проверки является определенные виды финансовых обязательств проверка – наиболее точную правовую регламентацию «проверки» получили в налоговом законодательстве(Налоговый кодекс часть первая ст.87 Налоговые проверки). [ст. 88 НК РФ]2.1.1 Камеральная проверка – налогоплательщик в установленный срок предоставляет декларацию по конкретному налогу и документы, которые обуславливают содержание декларации. Началом проверки служит предоставление декларации. Длительность проведения-90 дней, проводится должностным лицом-налоговым инспектором. Суть: налоговый инспектор сопоставляет данные декларации с содержанием приложенных документов, в случае непротиворечия налог засчитывается, в противном случае, при выявлении, налоговый орган истребует выяснения и изъяснения, после предоставления налог считается уплачен. Непредставление декларации влечет применение санкций (Налоговый кодекс часть первая ст.119 Непредставление налоговой декларации)
[ст.89 НК РФ]2.1.2 Выездная проверка –проводится на основании специального разрешения руководителя налогового органа. Решение выносится на основании аналитических сведений от налогоплательщиков по 12-ти критериям. Проверку проводит специально назначенная группа, которая может находиться на территории(в помещении) в течении 2-х месяцев со дня принятия решения. Длительность проверки может бы продлена от 4 до 6 мес. по решению вышестоящего органа. По итогу проверки составляется справка о проведении мероприятия, в последующем акт.
3. Методы расчетно-аналитические. Цель: определение эффективности и обоснованности финансовых операций утверждение сметы – обоснование входящих и исходящих финансовых потоков по конкретным экономическим и социальным целям. Смета предполагает 3 группы расходов: группа-содержание персонала,З/П. группа-текущие расходы (комплексные платежи, мелкий ремонт, орг-техника). группа- расходы на капитальный ремонт экспертиза -проверка обоснованности поступающих доходов и планирование расходов в данном бюджетном периоде.
Виды по принадлежности к ветви власти 1. Парламентский финансовый контроль(законодательный, представительный орган власти). 2. Финансовый контроль органов исполнительной власти. 1. Парламентский финансовый контроль – осуществляется на фетеральном уровне Счетной палатой РФ. Правовая основа – ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации". Правовой статус Счетной палаты - Счетная палата подотчетна Госдуме и совету фетерации. Высший орган Счетной палаты – коллегия в которую входят : председатель, заместитель и 12 государственных аудиторов, все 14 человек наделены статусом фетерального министра, за каждым аудитором закреплена определенная сфера финансовой деятельности государства,как по доходам, так и по расходам.
Виды деятельности Счетной палаты: контрольно-ревизионная деятельность контрольно-ревизионная деятельность - аудиторы Счетной палаты проводят комплексные ревизии по поступлению доходов и направлению расходов фетерального бюджета. Экспертно-аналитическая деятельность Экспертно-аналитическая деятельность- счетная палата выдает заключение по обоснованности и целесообразности планируемых расходов или доходов в текущем бюджетном периоде,а также дает экономическое обоснование проектов, указов президента,предполагающих новые статьи расходов или доходов в действующем бюджете. Информационная деятельность Информационная деятельность- счетная палата предоставляет в Госдуму и совет фетерации аналитические справки по проведению контрольных мероприятий. При выявлении правонарушений или преступлений в финансово-бюджетной сфере При выявлении правонарушений или преступлений в финансово-бюджетной сфере, должностные лица счетной палаты информируют правоохранительные органы,Госдуму и совет фетерации.
четной палаты РФ Субъекты контроля Счетной палаты РФ (т.е. она может проверять): органы гос. власти, их учреждения и аппараты, фетеральные внебюджетные фонды, органы местного самоуправления, предприятия и организации – всех организационно-правовых форм, при условии, если они: получают средства из фет. бюджета и фетеральных внебюджетных фондов перечисляют и используют средства фетерального бюджета. имеют льготы по фетеральным налогам; пользуются имуществом, находящимся в фетеральной собственности
Широкий смысл: построение бюджетной системы государства в соответствии с его административно- территориальным делением и реализуемой политикой в сфере финансов. Влияние административно- территориального деления на тип бюджетной системы: 1. в унитарном государстве –система 2-х уровневая (гос. Бюджет ; местные бюджет ы ). 2. в фетеративном государстве система 3-х уровневая(фет ; бюджеты субъектов ; местные ). Влияние финансовой политики на бюджетную систему –проявляется в закреплении за бюджетом каждого уровня собственного налога доходов. Узкий смысл: деятельность уполномоченных органов исполнительной власти по определению целесообразности предоставления территориальным образованиям прав на формирование и исполнения своих бюджетов. Бюджетное устройство -это совокупность бюджетов публично-правовых образований и их внебюджетных фондов,выстроенных в определенной бюджетной иерархии.
Понятие о государственном (муниципальном) долге и правовых основах управления им. Государственный долг- долговое обязательство Российской Федерации или ее субъектов перед остальными государствами,а также юридическими и физическими лицами,выраженное в национальной валюте Российской Федерации или валюте другого государства. В связи с тем, что заимствования могут осуществляться в разной валюте,различают 2 вида государственного долга : 1. внутренний государственный долг- долговые обязательства Российской Федерации в рублях. 2. внешний государственный долг -долговые обязательства Российской Федерации,выраженный в иностранной валюте, иностранного государства.
Источники возникновения государственного долга. Источником является: -государственное заимствование, которое осуществляется чаще всего для покрытия дефицита бюджета и в редких случаях направляется на достижение политических целей. Основная правовая форма заимствования Основная правовая форма заимствования - это продажа долговых ценных бумаг- облигаций(применяется кредитное соглашение). От имени РФ долговые обязательства принимает правительство в лице Минфина,объём заимствований и условия заимствования определяются законом о бюджете. Обеспечение заимствований –все гос. заимствования РФ обеспеченны имуществом РФ и др. активами. Основными источниками долговых обязательств чаще всего являются: -золотовалютные резервы ЦБ РФ. -активы крупных промышленных компаний, выраженных в доле их акций.
Основы управления государственным долгом Под управлением государственного долга понимается совокупность мероприятий направленных на принятие долговых обязательств их учет и погашение. Основные элементы: 1 часть: Принятие долговых обязательств (Минфин Правительство РФ). Максимальный срок заимствований – 30 лет. Принятие долговых обязательств учитывается в доходной части бюджета в том году, когда они будут получены. 2 часть: Оценка государственного долга и его учет. Оценка гос. долга -это определение стоимости долговых ценных бумаг на рынке, в текущее время. Учет – это отображение в структуре торгового баланса РФ размера основой части (тела) и %. Учет и оценку гос. долга РФ осуществляют департаменты внешнего и внутреннего долга РФ,кроме того на договорной основе Минфин может привлекать независимые аудиторские организации.
3 часть: Определение максимального долга на конец финансового года. В законе о фетеральном бюджете(«по состоянию …..долг не должен превышать 37.7 млрд год») 4 часть : Исполнение долговых обязательств. рефинансирование – чтобы расплачиваться с одним, занимая у другого. аккумулирование долга (объединение)- обязательный выкуп у мелких кредиторов в пользу крупного. отсрочка погашения долга – перенос срока уплаты на более поздний срок. реструктуризация -фактическое уменьшение долга любыми способами.