Фуражкова О.А. -ЗДСВ
Практика школьной жизни не всегда способствует социализации подростков в плане освоения ими навыков общения, культурных форм завоевания авторитета и формирования способностей взаимодействия с другими людьми, необходимых для будущей жизни. Те способы реагирования на конфликты, которые обычно практикуются подростками и учителями, нередко оставляют подлинные конфликты неразрешенными. Задача службы сделать так, чтобы максимальное число конфликтов разрешалось восстановительным способом.
Состав службы примирения РУКОВОДИ- ТЕЛЬ КООРДИНА- ТОР КООРДИНАТО РЫ КЛАССНЫХ КОЛЛЕКТИ- ВОВ
Этапы работы ведущего (медиатора) в программах по заглаживанию вреда Восстановительные действия Примирительная встреча (встреча по заглаживанию вреда) Ситуация жертвы Ситуация правонарушителя Индивидуальные встречи Ведущий (медиатор) Диалог
Направления: создание психологического комфорта всем учащимся, оказавшимся в конфликтной ситуации; предупреждение повторных правонарушений. Опирается на принципы: добровольности; конфиденциальности; нейтральности. Программа примирения концентрируется на: примирении сторон; возмещении ущерба самим нарушителем; активное участие сторон в разрешении ситуации; включение сообщества в нормализацию отношений.
Что даёт служба примирения? Подростку: -Осознать причины своего поступка; -Принести свои извинения; -Загладить причиненный вред; -Вернуть к себе уважение Родителям: - Помочь ребенку в трудной жизненной ситуации; - Способствоват ь развитию у него ответственного, взрослого поведения. Потерпевше му: -Избавиться от негативных переживаний; -Убедиться в том, что справедливость существует.
преодоление враждебности между сторонами; участие самих сторон в конструктивном разрешении ситуации. Встречи участников конфликта, организуемые ведущим (медиатором, нейтральны м посредником) за «столом переговоров», называются программой примирения. Важным результатом разрешения конфликта является:
Что такое Служба примирения?
Все подростки время от времени (а дети «группы риска» чаще) вовлекаются в конфликты, становятся правонарушителями или жертвами. Административное и уголовное наказание не работает с причинами конфликтов и с чувствами конфликтующих. Восстановите льный подход к разрешению конфликтов позволяет подросткам, избавиться от обиды, ненависти и других негативных переживаний, самостоятельно разрешить ситуацию (возместить ущерб), избежать повторения подобного в будущем.
При поддержке взрослого куратора в Службе работают сами школьники. Это важно, поскольку: подростки лучше знают ситуацию в школе; ровесникам больше доверяют и расскажут то, что никогда не доверят взрослому; деятельность в качестве ведущего меняет подростков, поскольку им нужно реально проявлять толерантность, видеть разные точки зрения, помогать договариваться; это элемент истинного самоуправления, когда часть полномочий взрослых (по разрешению конфликта) передается детям.
Информация о результатах встречи. Презентации перед учителями, родителями и администрацией Презентации, стенгазеты создание высокого статуса службы среди школьников Структура школьной службы примирения Взрослые Школьники Школьная служба примирения Состоит из 10 человек и взрослый куратор Служба: Проводит примирительные встречи, участвует в обучении и супервизии, проводит рекламные и просветительные мероприятия. Школьная служба примирения Состоит из 10 человек и взрослый куратор Служба: Проводит примирительные встречи, участвует в обучении и супервизии, проводит рекламные и просветительные мероприятия. Взаимодействие со школьным психологом и социальным педагогом Дополнительные направления: проведение тренингов, шефство. Информация о конфликтах учителей и из администрации школы Личные обращения в службу от взрослых и подростков Информация из «ящика» обращений Конфликты подростков, о которых известно самим ведущим
Для детей и подростков: дети станут более ответственными и культурными, снижаются враждебность, напряжённость и эскалация конфликтов, шире используются мирные процедуры для разрешения конфликтов; дети получат новый опыт добровольчества, равноправного сотрудничества и гражданской активности. повысится показатель социального самочувствия (в том числе субъективные показатели повышения безопасности и снижения конфликтности для детей);
участвующие в примирительных процедурах дети, ставшие жертвами правонарушений, получат удовлетворение: у них восстанавливается чувство справедливости и безопасности, снижаются ощущения враждебности и угрозы со стороны детской среды; дети-правонарушители, которые участвуют в примирительных процедурах, проявят раскаяние, возместят вред, который был причинён совершённым им правонарушением, либо проявят стремление посильно возместить такой вред; создадутся условия для планирования позитивного будущего детей- правонарушителей; возрастёт количество внутри школьных конфликтов, разрешенных с использованием технологий восстановительного правосудия (примирительных процедур).
Для специалистов: специалисты получат новые знания и практические навыки в области примирения, выстраивания общественных отношений в детской среде и школе, развития методов и форм гражданского образования, воспитания, социализации школьников; специалисты получат инструменты для разрешения трудных ситуаций и конфликтов; снизится риск криминализации подростковой среды; расширится спектр приёмов и подходов, используемых специалистами для поддержания порядка в детской среде; вместо дидактических и карательных будут применяются интерактивные и восстановительные (некарательные) методы. специалисты смогут включиться в общероссийское движение за восстановительное правосудие. Одним из самых значимых результатов в области деятельности школьных служб примирения является снижение уголовной репрессии.