МИСТИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР ВОЗРОЖДЕНИЯ В ГЕРМАНИИ Альбрехт Дюрер Гравюры «Апокалипсиса»: «Четыре всадника», «Трубный глас». Диптих «Четыре апостола»
ЕВАНГЕЛИЕ Евангелие – раннехристианское сочинение, повествующее о земной жизни Иисуса Христа. Апостолы Матфей, Марк, Лука, Иоанн – авторы канонического Евангелия, входящего в состав Библии. Апокалипсис – одна из книг Нового Завета, написанная по преданию, апостолом Иоанном Богословом, в которой содержатся пророчества о «конце света».
Апокалипсис (лат. Apocalypsis cum Figuris) - знаменитая серия гравюр на дереве немецкого художника, рисовальщика и гравёра Альбрехта Дюрера, созданная им в годах после первого путешествия в Италию. Серия из 15 гравюр, иллюстрирующая Откровение Иоанна Богослова, была впервые опубликована в 1498 году в Нюрнберге на латыни и немецком языке. Популярность гравюр серии была связана с широко распространённым в это время ожиданием конца света в 1500 году. Самая известная гравюра серии - «Четыре всадника Апокалипсиса». Фронтиспис первого издания 1498 года ГРАВЮРЫ «АПОКАЛИПСИСА» А.Дюрера
Ощущения тревоги и смуты… Альбрехт Дюрер ( ) с поразительной цельностью сконцентрировал в своем творчестве признаки новой эпохи и национальные традиции. Альбрехт Дюрер вернулся в родной Нюрнберг после первого путешествия в Италию, где он изучал основы ренессансного искусства и особенно остро ощутил тревоги и смуты, терзавшие страну накануне XVI века. Интерес к человеку его внутренней жизни, реалистическое видение природы соединились с жестокой борьбой за обновление церкви - Реформацией. Альбрехт Дюрер. Автопортрет.1498
О Боже на небесах, сжалься над нами, о Господи Иисус Христос, заступись за твой народ, освободи нас вовремя… Альбрехт Дюрер Ожидание антихриста и гибели мира, надежда на Божью справедливость - были воплощены Дюрером в серии гравюр «Апокалипсис» на тему космических катастроф и грядущего Страшного суда. В них словно слышен отзвук молитвы, записанной Дюрером в дневнике: «О Боже на небесах, сжалься над нами, о Господи Иисус Христос, заступись за твой народ, освободи нас вовремя…».
А.Дюрер Четыре всадника Из серии «Апокалипсис». Гравюра на доске «Четыре всадника» ( ) Дюрера на белом, рыжем, вороном и бледном конях, несут людям гибель и возникают из густой тьмы. Стрелы небесных лучей показывают, что это - посланники неба. Натянута тетива лука у первого, меч второго готов разить. У третьего вместо оружия пустые весы на коромысле. Четвертый всадник - сама Смерть. Под копыта коней падают поверженные ужасом король, священник, крестьянин, горожанка. Они словно иллюстрация слов Откровения о том, что погибнут «и цари земные, и всякий раб, и всякий свободный…».
Дюрер верил в пророчество «Апокалипсиса»… Дюрер верил в пророчество «Апокалипсиса» и страстно добивался, чтобы его гравюры были как можно убедительнее: - кавалькада из четырех всадников размещена по диагонали и вызывает ощущение стремительного галопа; - присутствует эффект наползающего мрака; - четкий линейный контур, причудливо струящиеся драпировки, и динамизм создают дополнительный «готический» эффект.
А.Дюрер Трубный глас и момент снятия печати с Книги судеб Из серии «Апокалипсис». Гравюра на доске Семь ангелов начинают трубить. После звука трубы первого ангела на землю обрушивается град и течет кровь. Каждый новый трубный звук предвещает новые беды. Со всех сторон надвигается черная тьма. Мрачнеет солнце, луна «делается, как кровь», звезды сыплются на землю. Небо пересекает хищный орел. В его полураскрытых крыльях свистит ветер, из клюва вырывается клич: «Горе, горе, горе!».
Альбрехт Дюрер «Четыре всадника» и «Трубный глас». Из серии «Апокалипсис». Гравюры на доске Задание для учащихся «Звуковые образы гравюр «Четыре всадника», «Трубный глас»… Попробуйте воспроизвести звуки, которые «слышны» в гравюрах Дюрера (цокот копыт, шум крыльев, звуки трубы, разгул стихий) и подобрать им аналогии в звучании музыкальных инструментов.
Четыре всадника Апокалипсиса на белом, рыжем, вороном и бледном конях несут людям гибель Альбрехт Дюрер в своих гравюрах и живописных полотнах тонко и органично совместил готическую вычурность и фантасмагорию с классической простотой и ясностью. Иначе решают эту тему современные художники… Работа современного художника А. Дюрер
Конец света. Варианты сегодняшнего дня
Портретная живопись Дюрера Это обусловило изображение страдающего Христа с чертами лица художника, как на гравюре «Голова Христа» 1498 г., либо, наоборот, придание собственному облику черт Иисуса, как на автопортрете 1500 г. О том, как мир символов и аллегорий постепенно превращается в мир фактов и живой реальности, свидетельствует портретная живопись Дюрера, выражавшая специфическое мировосприятие немцев. Оно было продиктовано их глубокой религиозностью, проявлявшейся в том, что каждый переживал страдания Христа как трагедию собственной души, как ужасное событие, происходящее ежедневно.
А. Дюрер. Четыре апостола Подлинным прорывом в творчестве Дюрера и во всей ренессансной живописи Германии стало одно из самых глубоких произведений портретного жанра - диптих «Четыре апостола» (1526). На левой доске в красном хитоне изображен апостол Иоанн, за ним - апостол Петр. На правой доске - в белом плаще апостол Павел, рядом с ним апостол Марк. Скульптурная пластика фигур и титанические образы апостолов не оставляют сомнений в том, что каждый из них - портрет реального человека эпохи Ренессанса.
На левой части диптиха в красном хитоне изображен апостол Иоанн, за ним - апостол Петр. Желтоватый оттенок кожи, тонкие губы, мягкие каштановые волосы выдают в святом Иоанне меланхолика, склонного к созерцательной интеллектуальной деятельности. Апостол Иоанн и апостол Петр Евангелие, написанное апостолом Иоанном, называют евангелием Духа. Оно - самое закодированное и мистическое. Именно ему на острове Патмос было откровение Бога, и он душевными очами узрел грядущий Страшный суд.
На правой части диптиха - в белом плаще апостол Павел. Рядом с ним апостол Марк. Смуглое лицо святого Павла, пронзительный взгляд, жесткие волосы и самоуверенный вид не оставляют сомнения в его холерическом темпераменте. Именно благодаря силе характера и страстной проповеднической деятельности апостола Павла христианство превратилось в религию мирового масштаба. Апостол Павел и апостол Марк
Дюрер. Четыре апостола. Композиция, акценты О сохранении готической традиции свидетельствует композиция: - святые занимают всю поверхность и почти выдвинуты в пространство храма; - отсутствует пейзаж или архитектурный фон; - определенная отстраненность образов великих и суровых мудрецов. Акцент на фигурах апостолов Иоанна и Павла, размещение их на переднем плане и выделение цветом позволил Дюреру выразить солидарность с Реформацией. Иоанн был любимым апостолом идеолога Реформации Мартина Лютера, а святой Павел - бесспорным авторитетом всех протестантов. Сам Дюрер утверждал, что апостолы олицетворяют всего лишь тип темперамента: Иоанн - меланхолика, Павел - холерика, Петр - флегматика, Марк - сангвиника. Такая идентификация напрямую вытекала из внешности каждого апостола и характера его деятельности.
МИСТИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР ВОЗРОЖДЕНИЯ В ГЕРМАНИИ Карта-схема Специфика Ренессанса в Германии Интерес к человеку его внутренней жизни, реалистическое видение природы соединились с жестокой борьбой за обновление церкви – Реформацией. Причины, определившие специфику Ренессанса Грандиозная Крестьянская война приняла религиозную окраску и породила настроения хилиазма и предчувствия конца мира, отразившиеся в философии мистического спиритуализма. Творчество Альбрехта Дюрера ( ) - органическое слияние идей светского гуманизма и религиозного спиритуализма, выражение экстатических видений в реальных образах, обладавших жизненной правдой, тонкое и органичное совмещение готической вычурности и фантасмагории с классической простотой и ясностью. Воплощение Ожидание антихриста и гибели мира, надежда на Божью справедливость – все это воплощено Дюрером в серии гравюр «Апокалипсис» на тему космических катастроф и грядущего Страшного суда. Популярность серии была связана с широко распространённым ожиданием конца света в 1500 году. Самая известная гравюра «Четыре всадника Апокалипсиса». Прорыв в ренессансной живописи Германии Произведение портретного жанра – диптих «Четыре апостола» (1526), где античный идеал красоты соединен с готической композицией и сакральным подтекстом.