Проектирование основной образовательной программы дошкольного образования: содержание среды, содержание деятельности М.М. Миркес Н.В. Муха эксперты АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика».
Новый Стандарт ДО Что по-новому? – Программа (ООП?) – Содержание «образовательного присутствия» детей и взрослых в детском саду?
Ключевые изменения, которые не улавливают новые ООП Целевые ориентиры, а не образовательные результаты – как они изменяют работу педагога и управленца? Акцент на инициативности, самостоятельности, волевом усилии и т.д. – конкретные технологии и инструменты - ???... Это не перепишешь…
А. Соответствие Стандарту = Целевые ориентиры Инициативность, самостоятельность, умение выбирать, уверенность, взаимодействие, воображение, волевое усилие (+ ответственность), любознательность, склонность к наблюдению и экспериментированию, принятие собственных решений… = Игра как ведущий тип деятельности… = Индивидуализация образования как принцип… = Требования к условиям, программе, предметно-пространственной среде, …
Проблема Большой разрыв между текстом Стандарта и конкретикой Практики Как проводить соотнесение конкретной практики ДС и Стандарта?
Акценты содержания «В содержательном разделе Программы должны быть представлены: а) особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик; б) способы и направления поддержки детской инициативы; в) особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников; г) иные характеристики содержания Программы, наиболее существенные с точки зрения авторов Программы.
«Содержание Программы должно отражать следующие аспекты образовательной среды для ребенка дошкольного возраста: 1) предметно-пространственная развивающая образовательная среда; 2) характер взаимодействия со взрослыми; 3) характер взаимодействия с другими детьми; 4) система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому»
я
Детский сад 2
Образовательная среда - ?... Насыщение предметами? … Не работает Насыщение «провокаторами собственного действия детей» Зонирование (структурирование пространства = навигатор) Ритмизация Взрослый как посредник
Образовательное взаимодействие - ? Организация учебных занятий - ? (шире, глубже, чаще…) Посредничество в освоении среды Посредничество в освоении социальных ролей Посредничество в освоении действий и информации Разновозрастное взаимодействие
Среда детского сада: опыт нетрадиционных практик Монтессори Вальдорф
А. Образовательная программа ДС, проекты и обр.события ДС / совместная деятельность / НОД Как отличить совместную деятельность, которая формирует инициативность, самостоятельность, ответственность, умение выбирать… от разнообразных занятий / «организованной деятельности»? Пример показателя: «Ребенок активно участвует в играх, организованных воспитателем» - действительно ли это «инициативность и самостоятельность»?
А. Инструменты разворачивания содержания ООП На уровне детского сада - содержание среды, взаимодействия, основных образовательных событий… Расписание/режим/ритмы дня Технологии праздника как образовательного события Инструменты индивидуализации (дневник наблюдений? Пед.семинары? Карта наблюдений? Стандарт обратной связи с родителями?...) …
Таблица «сшивки» Стандарта и практики детского сада Целевой ориентир Среда Пед. взаимодействие Взаимод ействие детей Требова- ния, технологии сопровождения Примеры Требова- ния, технологи и Примеры Инициа- тива Самосто- ятельнос ть …
Б. Участие общественности и потребителей в проектировании ООП Существует рассогласование между требованиями Стандарта, мнением потребителей, представлением проф сообщества о качестве дошкольного образования!!! Простой опрос родителей об удовлетворенности не дает результата…
ТЗ Как сделать так, чтобы дети могли свободно проявлять и выражать себя?....