Сюжетно - ролевая игра в детском саду
Дошкольное детство – самый важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинается формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра.
Игра - один из видов человеческой деятельности. Как сложное и интересное явление, она привлекает внимание людей разных профессий. Игра – самовыражение человека, способ его совершенствования. Игра – деятельность, доставляющая удовольствие. Игра-вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. Игра – отражение конкретной эпохи и конкретного период развития общества.
Игра имеет большое значение для воспитания и развития личности. ИГРА – эта центральная деятельность ребёнка, имеющая место во все времена и у всех народов. ИГРА – служит средством реализации стремлений детей участвовать в жизни взрослых. ИГРА - часть общечеловеческой культуры (обогащает опыт, развивает, обучает, воспитывает, социализирует). ИГРА - специфический фактор всего, что окружает людей в мире.
Сюжетно - ролевая игра – это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. Основной источник, питающий сюжетно - ролевую игру ребенка, - это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. Основной особенностью сюжетно - ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей.
Сюжет игры – это ряд событий, которые объединены жизненно - мотивационными связями. В сюжете раскрывается содержание игры – характер тех действий и отношений, которыми связаны участники событий. Роль является основным стержнем сюжетно - ролевой игры. Чаще всего ребенок принимает на себя роль взрослого. Роль выражается в действиях, речи, мимике, пантомиме.
Основными особенностями сюжетно - ролевой игры являются : 1. Социальный мотив игры. 2. Соблюдение правил. 3. В сюжетно - ролевой игре идет эмоциональное развитие. 4. В ходе сюжетно - ролевой игры происходит развитие интеллекта дошкольника. 5. Развитие воображения и творчества. 6. Развитие речи.
Сюжетно-ролевая игра в своей развитой форме, как правило носит коллективный характер. Наличие детского общества – это наиболее благоприятное условие для развития сюжетно-ролевой игры.
Уровни развития сюжетно - ролевой игры I уровень Действия с определенными предметами, направленные на соучастника игры. II уровень В действиях с предметами на первый план выдвигается соответствие игрового действия реальному. III уровень Выполнение роли и вытекающих из нее действий, среди которых начинают выделяться действия, передающие характер отношений с другим участником игры. IV уровень Выполнение действий, связанных с отношением к другим людям.
Исходя из концепции Н. Я. Михайленко Развитие сюжетной игры на разных возрастных этапах можно представить в таблице :
Возраст Характер игровых действий Выполнение роли Развитие сюжета в воображаемой ситуации 3-4 года Отдельные игровые действия, носящие условный характер Роль осуществляется фактически, но не называется Цепочка из двух действий, воображаемую ситуацию удерживает взрослый 4-5 года Взаимосвязанные игровые действия, имеющие четкий ролевой характер Роль называется, дети могут по ходу игры менять роль Цепочка из 3-4 взаимосвязанных действий, дети самостоятельно удерживают воображаемую ситуацию 5-6 лет Переход к ролевым действиям, отображающим социальные функции людей Роли распределяются до начала игры, дети придерживаются своей роли на протяжении всей игры Цепочка игровых действий, объединенных одним сюжетом, соответствующим реальной логике действий взрослых 6-7 лет Отображение в игровых действиях отношений между людьми ( подчинение, сотрудничество ). Техника игровых действий условна Не только роли, но и замысел игры проговариваются детьми до ее начала Сюжет держится на воображаемой ситуации, действия разнообразны и соответствуют реальным отношениям между людьми
Можно выделить основные задачи, которые стоят перед воспитателем при руководстве сюжетно - ролевыми играми : Развитие игры как деятельности Использование игры в целях воспитания детского коллектива и отдельных детей.
Виды сюжетно - ролевых игр : Игры на бытовые сюжеты Игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей Игры на героически - патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа Игры на темы литературных произведений, кино, теле - и радиопередач
ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЮЖЕТНОЙ ИГРЫ Воспитатель играет вместе с детьми Развёртывает игру таким образом, чтобы выделить для детей именно ролевое поведение Ролевое поведение ребёнка сразу ориентируется на партнёра
Основные моменты методики применения сюжетно - ролевой игры 1. Выбор игры 2. Педагогическая разработка плана игры 3. Ознакомление детей с планом игры и совместная его доработка 4. Создание воображаемой ситуации 5. Распределение ролей 6. Начало игры 7. Сохранение игровой ситуации 8. Завершение игры
ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТОВ в игровой деятельности МЛАДШИЙ ВОЗРАСТ: ИЗ-ЗА ИГРУШЕК СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ: ЧАЩЕ ИЗ-ЗА РОЛЕЙ СТАРШИЙ ВОЗРАСТ: ОСНОВНЫЕ КОНФЛИКТЫ ПО ПОВОДУ ТОГО «БЫВАЕТ ТАК ИЛИ НЕ БЫВАЕТ»
СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА – КОРОЛЕВА ИГР СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА развивает потенциальные возможности детей. СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА имеет решающее значение для психического развития ребёнка. СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА является формой моделирования ребёнком социальных отношений. СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА обладает уникальными особенностями, своеобразной структурой, специфическими чертами, которые отличают её от других видов игр.
Значимость игры в педагогическом процессе ДОУ ИГРА – средство развития личности ИГРА – средство общения ИГРА – форма организации детского общества ИГРА – способ обучения и самообучения ИГРА – средство коррекции развития ребёнка ИГРА – диагностическое средство ИГРА – психотерапевтическое средство
Дайте детству наиграться ! Дайте детству состояться !
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !!!