Муниципальное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, центр диагностики и консультирования.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ИЗМЕНЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА В РАМКАХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС.
Advertisements

Психологическая безопасность среды в детском оздоровительном лагере В.В. Ковров Центрэкстреннойпсихологической Помощи МГППУ.
Экспертиза психологической безопасности образовательной среды.
Комитет по образованию Администрации МО «Город Майкоп» методическое объединение педагогов-психологов ОУ Психолого-педагогические условия реализации ФГОС.
Работу выполнил: Учитель МБОУ «ООШ села Высокое Красноармейского района Саратовской области» Степанов Андрей Васильевич.
Проект психолого - педагогического сопровождения, как условие успешности обучения учащихся.
Образовательная программа дошкольного образования муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения «Детский сад 11 «Родничок» г. Орска.
Модель психолого- педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС общего образования Баранова Юлия Юрьевна, руководитель.
Уроки психологии Медико-психолого- педагогическое сопровождение Здоровьесберегающие технологии Логопедия Школьная программа «Здоровье» Духовно-нравственное.
Психологическая безопасность образовательной среды как ресурс психического здоровья подростка. Баева Ирина Александровна доктор психологических наук, профессор,
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
1) охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; 2) обеспечение равных возможностей для полноценного.
РОЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ.
Обеспечение благоприятных психологических условий образовательной среды Педагог-психолог МБОУ СОШ 1 г. Павлово Жидкова Наталья Ивановна.
« ФГОС дошкольного образования. Особенности построения образовательного процесса в дошкольной образовательной организации» Муниципальное бюджетное дошкольное.
ОТДЕЛ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЗАРИНСКА АЛТАЙСКОГО КРАЯ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛИЦЕЙ «БРИГАНТИНА» Стажерская.
Роль психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в свете современных образовательных реформ Овсова Т.Н. Директор МБОУ «ООШ 5» МБОУ.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации.
«Система мониторинга результатов воспитанников в условиях внедрения ФГТ как инструмент обеспечения качества образования» МДОУ «Детский сад 6» г. Ухта Старший.
Психологическое сопровождение реализации ФГОС. Стандарт Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) представляют собой совокупность требований,
Транксрипт:

Муниципальное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, центр диагностики и консультирования муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области ЦЕНТР ДИАГНОСТИКИ И КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ. Доклад педагога-психолога Петренко Ю.А.

ФГОС представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы учреждениями и включает в себя требования к результатам освоения основной образовательной программы, к структуре основной образовательной программы и к условиям ее реализации. Интегративным результатом реализации названных требований должно быть создание комфортной развивающей образовательной среды: обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся; гарантирующей охрану и укрепление физического, психического и социального здоровья обучающихся; комфортной по отношению к обучающимся и педагогам.

Образовательная среда школы - это система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении. Важно смоделировать и спроектировать среду, где личность была бы востребована и функционировала, где все ее участники чувствовали защищенность и удовлетворенность основных потребностей.

Психолог в образовательном процессе в условиях внедрения ФГОС : обеспечивает контроль за развитием учащихся; дает оценку комфортности образовательной среды, уровню ее безопасности для детей; принимает участие в разработке образовательной программы образовательного учреждения; проводит психологическое проектирование, экспертизу и мониторинг условий и результатов образовательной деятельности; прогнозирует социальные риски образовательного процесса, проводит профилактическую работу; оказывает качественную психолого-педагогическую и социальную помощь всем участникам образовательного процесса

Психологическая экспертиза образовательной среды: "...Психологическая экспертиза - оценка соответствия образовательной среды (образовательных программ, учебных пособий, образовательных маршрутов и т.п.) поставленным образовательным и воспитательным задачам, а также возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся, воспитанников. Целью психологической экспертизы является обеспечение безопасной, развивающей, психологически комфортной среды, в которой растет, обучается и воспитывается ребенок; гуманизация средств и способов воспитательного воздействия на развивающуюся личность, ее защита от деструктивного воспитательного и психологического влияния..."

Содержание психологической экспертизы образовательной среды включает в себя оценку актуального состояния по критериям референтности среды, удовлетворенности средой, защищенности от психологического насилия ; анализ причин состояния среды, связанных с особенностями профессиональной деятельности и личности педагога; прогноз последствий состояния образовательной среды для развития личности ученика.

ОЦЕНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ Диагностическая позиция Состоит из пакета психодиагностических методик, адресованной отдельным участникам учебно- воспитательного процесса Экспертная позиция Включает набор оценочных суждений участников учебно- воспитательного процесса и независимых экспертов

При диагностическом подходе предполагается использование следующего инструментария : 1) Экспресс-методика по изучению социально-психологического климата в трудовом (педагогическом) коллективе О.С. Михалюка и А.Ю. Шалыто. 2) Методика оценки психологической атмосферы в коллективе А.Ф. Фидпера. 3) Методика диагностики ориентированности педагогов на учебно- дисциплинарную и личностную модель взаимодействия с детьми В.Г. Маралова. 4) Адаптированный опросник Р. Элиота «Удовлетворенность качеством жизни». При экспертном подходе предполагается использование следующего инструментария: 1) Методика «Психологическая безопасность образовательной среды школы» И.А. Баевой. 2) Методы психолого-педагогической экспертизы образовательной среды В.А. Ясвина.

Факторы, определяющие психологическое качество образовательной среды: 1. Организационно-управленческая культура образовательного учреждения (доминирующий фактор); 2. Стабильность образовательной среды (устойчивость, постоянство кадрового состава, преемственность, мобильность, адаптация к современности, референтное поведение, положительный опыт пережитых испытаний ); 3. Понимание возможностей и ресурсов среды (влияние среды на развитие личности); 4. Эмоциональный комфорт ( удовлетворенность и защищенность).

Итог психологической экспертизы ОУ Показатели диагностических критериев дают реальную картину; Аналитическая оценка выявляет рассогласованность идеального и реального; Определяются направления психологической работы по устранению рассогласования; Осуществляется переход от моделирования к проектированию психологической реальности, и, как следствие, управление развитием.

Организационная культура образовательного учреждения инструмент управления поведением сотрудников образовательного учреждения и вместе с этим педагогическим коллективом в целом, использование которого позволяет директору формировать определенную модель поведения педагогов, поддерживать доминирование определенного типа культуры в своей организации, повышать и использовать его позитивный потенциал.

Составляющие организационной культуры образовательного учреждения : символы («настенная живопись», вид досок объявлений, награды); герои организации («Доска почета»); ритуалы: Как люди здороваются? Как одеваются?; язык организации (фразы, словесные штампы наиболее употребляемые); разделяемые убеждения и взаимные ожидания (отношение к ученикам: в основном способные либо в целом не очень способные, но есть все же и одаренные и т.п.); философия (миссия), задающая смысл существования организации (школы) и ее отношение к сотрудникам (педагогам); профессиональные ценности: Какого своего ученика я (мы) считаю хорошим? Кого учителя (коллегу) я считаю настоящим педагогом?; общечеловеческие ценности, мировоззрение (здоровье, семейная жизнь); нормы поведения (стандарты и подходы, по которым педагог определяет, что и как ему нужно делать); правила поведения, по которым ведется деятельность в организации (они могут быть формальными и не формальными); психологический климат педагогического коллектива.

эффективное управление организационной культурой позволяет : – значительно повысить качество деятельности управленческой команды школы; – совершенствовать формы взаимодействия руководства, педагогического коллектива, учащихся и их родителей; – сформировать оптимальные условия для творческого сотрудничества и развития субъектно-субъектных отношений участников образовательного процесса.

Направления деятельности психологического сопровождения: 1. Профилактика 2. Диагностика индивидуальная и групповая (скрининг) 3. Консультирование (индивидуальное и групповое) 4. Развивающая работа (индивидуальная и групповая) 5. Составление индивидуального образовательного маршрута 6. Коррекционная работа (индивидуальная и групповая) 7. Психологическое просвещение и образование детей и взрослых 8. Экспертиза (образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов ).

Важнейшим условием, придающим образовательной среде развивающий характер, является ее психологическая безопасность Концепция психологической безопасности образовательной среды – это система взглядов на обеспечение безопасности участников от угроз позитивному развитию и психическому здоровью в процессе педагогического взаимодействия. Психологическая безопасность состояние, характеризующее образовательную среду образовательного учреждения, фиксируемое через отношения ее участников

Технологическая модель психологически безопасной образовательной среды

Модель психологически безопасной образовательной среды включает: 1. защищенность от психологического насилия; 2. референтную значимость окружения; 3. удовлетворенность в личностно-доверительном общении. (И.А. Баева)

Угрозы психологической безопасности образовательной среды 1. Психологическое насилие в процессе взаимодействия Психологическое насилие - это физическое, психическое, духовное воздействие на человека (социально-организованное), которое понижает его нравственный, психический (т.е. моральный, коммуникативный) и жизненный статус (в том числе правовой, социальный), причиняя ему физические, душевные и духовные страдания, а также угроза такого воздействия. Следствие – получение ребенком психологической травмы

Проявления психологического насилия в образовательной среде: публичное унижение; оскорбление; высмеивание; угрозы; обидное обзывание; принуждение делать что-то против своего желания; игнорирование; неуважительное отношение; недоброжелательное отношение.

Угрозы психологической безопасности образовательной среды 2. Непризнание референтной значимости образовательной среды образовательного учреждения Следствие: ребенок отрицает ценности и нормы школы, стремится «покинуть» школу

Угрозы психологической безопасности образовательной среды 3. Отсутствие удовлетворенности в личностно- доверительном общении и основными характеристиками процесса взаимодействия всех участников образовательной среды Следствие: эмоциональный дискомфорт; нежелание высказывать свою точку зрения и мнение; неуважительное отношение к себе; потеря личного достоинства; нежелание обращаться за помощью, игнорирование личных проблем и затруднений окружающих его детей и взрослых; невнимательность к просьбам и предложениям.

Угрозы психологической безопасности образовательной среды 4. Неразвитость системы психологической помощи в образовательном учреждении Следствие – неэффективность психологического сопровождения ребенка в школе; угроза психическому здоровью

Угрозы психологической безопасности образовательной среды 5. Эмоциональное выгорание педагогов образовательного учреждения Следствие – профессиональная деформация; угроза психическому здоровью