ЗАЩИТА ДЕТЕЙ ОТ ВСЕХ ФОРМ ПСИХИЧЕСКОГО И ФИЗИЧЕСКОГО НАСИЛИЯ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ УСПЕШНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ МАРИНА ЕГОРОВА МАРИНА ЕГОРОВА, Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения 26 ноября 2014
ПОСЛЕДСТВИЯ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ Душевная боль Физические недомогания Нестабильное и сниженное эмоциональное состояние Невозможность учиться Рассеянность внимания Конфликтность Проблемное поведение Стремление к самоубийству Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2014
ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ Физическое насилие Сексуальное насилие Психическое насилие Пренебрежение нуждами Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2014
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ В СЕМЬЕ НИЗКИЙ УРОВЕНЬ РОДИТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СИЛОВЫЕ СТЕРЕОТИПЫ ВОСПИТАНИЯ С Т Р Е С С ТРУДНАЯ ЖИЗНЕННАЯ СИТУАЦИЯ ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С РЕБЕНКОМ Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2014
ЭСКАЛАЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ Эпизодически повышает голос на ребенка. Оскорбляет ребенка. Применяет игнорирование в качестве наказания. Отказывает в близости также с целью наказания Постоянно кричит на ребенка, унижает его в присутствии посторонних. Манипулирует ребенком, формируя у него чувство вины. Отказывает ему в поощрении. Ставит перед ребенком нереальные задачи, угрожая ему утратой Полностью игнорирует переживания ребенка. Высмеи- вает, стыдит, делает из него козла отпущения всех семейных бед. Прилюдно его оскорбляет, критикует и наказывает без объяснения причин. Игнорирует попытки ребенка наладить отношения Угрожает убить или бросить ребенка. Заставляет ребенка становиться свидетелем насилия. Оставляет ребенка без присмотра в опасной ситуации. Принуждает к девиантному поведению Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2014
ЭСКАЛАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОГО НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ Слайд 6 Единичные физические наказания: шлепает рукой, дает подзатыльники. Угрожает ремнем. Сочувствует ребенку после наказания Регулярно шлепает рукой. В особых случаях применяет ремень. Угрожает более серьезными наказаниями. Оставляет ребенка одного, отказывает в поддержке Регулярно применяет ремень. Иногда теряет контроль и применяет для наказания любые предметы. Старается не нанести серьезных повреждений По малейшему поводу наказывает тем, что попадет под руку. Не обращает внимания на последствия наказаний. Получает удовлетворение от процесса наказания
Раннее выявление случаев жестокого обращения Специалисты детских учреждений Активная позиция близкого окружения Обращения детей Первичное звено системы социального обслуживания семьи и детей Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2014
П Р И З Н А К И Совокупность физических следов насилия с изменениями в поведении и эмоциональном состоянии Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2014
ПРОГРАММА «НА ПУТИ К ОБЪЕДИНЕНИЮ СЕМЬИ» «НА ПУТИ К ОБЪЕДИНЕНИЮ СЕМЬИ» 2013 – 2015 ПРОГРАММА РЕАЛИЗУЕТСЯ ПРИ ПОДДЕРЖКЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА ГОРОДА МОСКВЫ В РАМКАХ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СУБСИДИЙ ИЗ БЮДЖЕТА ГОРОДА МОСКВЫ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫМ НЕКОММЕРЧЕСКИМ ОРГАНИЗАЦИЯМ Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2014
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ Создание условий для ранней профилактики семейного неблагополучия в условиях детского дошкольного учреждения, безопасного развития детей дошкольного возраста г.Москвы через формирование культуры ненасильственных, толерантных отношений в московских семьях, воспитывающих детей дошкольного возраста ЗАДАЧИ Разработка методического обеспечения по профилактике жестокого обращения для дошкольного образовательного учреждения. Разработка и внедрение инновационных методик работы в условиях дошкольного образовательного учреждения с семьей и детьми, направленных на преодоление воспитательных трудностей и профилактику жестокого обращения с детьми. Обучение персонала дошкольных учреждений навыкам раннего распознавания признаков жестокого обращения с детьми. Помощь родителям в преодолении воспитательных трудностей путем обучения семей и детей «мягкой социализации» через формирование первичных навыков уверенного общения. Создание 4 ресурсных центров по профилактике жестокого обращения с детьми. Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2014
РЕСУРСНЫЕ ЦЕНТРЫ ПРОГРАММЫ Результаты проведенного отбора ресурсных центров согласованы с Департаментом образования г. Москвы Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2014
ОТКРЫТИЕ КОНСУЛЬТАЦИОННЫХ СЛУЖБ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ ДЛЯ ОКАЗАНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ РОДИТЕЛЯМ ПО ВОПРОСАМ ПРЕОДОЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ТРУДНОСТЕЙ На базе 4-х ресурсных центров Службы оснащены: Комплектами оборудования для проведения занятий с родителями Методическими материалами и литературой Осуществляется постоянная методическая и супервизорская поддержка Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2014
СТАНДАРТ УСЛУГИ ПО ПОВЫШЕНИЮ УРОВНЯ И КАЧЕСТВА РОДИТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2014
ПРОГРАММА «МЯГКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ» Оригинальный авторский материал Предназначен для проведения с детьми еженедельных занятий В игровой форме формируются первичные навыки уверенного общения и безопасного поведения со взрослыми и сверстниками Занятия составлены с учетом специфики их проведения для детей 4-5 лет и 5-6 лет Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2014
БУКЛЕТЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «МАМА И МАЛЫШ: КАК РАЗРЕШАТЬ КОНФЛИКТНЫЕ СИТУАЦИИ» Адресованы родителям, которые испытывают трудности в воспитании детей дошкольного возраста Содержат примеры ненасильственного решения типичных проблем, возникающих в общении и воспитании Ситуации подробно разобраны и снабжены комментариями психолога Буклеты используются как в индивидуальной работе с родителями, так и при проведении тренингов Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2014
ТРЕНИНГ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ 1-2. Тренинг родительской интуиции 3-4. Воспитательный практикум «Наказания и поощрения» 5. Самое важное занятие 6. «Мама кричит - что делать папе? Папа все время на работе - что делать маме?» 7. Воспитательный практикум «Придет серенький волчок и ухватит за бочок! или Тренировка детской самостоятельности» 8. Ребенок расстроен, рассержен, напуган. Как говорить с детьми о чувствах? 9. Как играть с детьми? 10. Помогающие книги для родителей Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2014
Определение Виды насилия Формы насилия Признаки Последствия Особенности детей, пострадавших от насилия Специальные вопросы Учреждения по округам и районам
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ОБУЧЕНИЮ СПЕЦИАЛИСТОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПРОФИЛАКТИКЕ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ И РАБОТЕ ПО ПОВЫШЕНИЮ РОДИТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ Практико-ориентированный характер обучения Инновационные подходы к обучению взрослых Активные формы и методы обучения Проведено 8 обучающих семинаров в 4-х ресурсных центрах Обучено 98 педагогов и психологов Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2014
ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ 2014 – 2015 гг. Продолжение обучения новых участников Программы и специалистов 4-х ресурсных центров Увеличение числа дошкольных образовательных учреждений – участников Программы в 2014 году – 10 новых учреждений в 2015 году – 6 новых учреждений Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2014
Благодарим за внимание! Россия, Москва, ул. Покровка, д. 30, стр Слайд 21