Общая формулировка задач методики преподавания технологии 1. Для чего учить (определение целей и задач обучения) 2. Чему учить (отбор и определение содержания.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Технология проектирования урока © МОУ ДПО «Информационно-образовательный Центр» © Тьюторы Семенова О.Ю., Волченкова Н.А.
Advertisements

Анализ современного урока В помощь учителю
Программа по предмету в соответствии с требованиями ФГОС ООО ГМО учителей технологии.
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ БАЗОВОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ.
Контроль как один из методов диагностики учебных достижений учащихся в школьном курсе химии Квашина Ирина Павловна, школа 44.
Учебное занятие Идеи, конструирование, анализ. Задачи конкурсного урока Продемонстрировать знание содержания образования по своему предмету Продемонстрировать.
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ БАЗОВОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ.
В помощь педагогу дополнительного образования Проектирование и анализ в работе педагога Автор-составитель – БУГАЕВА С.А., методист МАОУ ДОД ДООЦ «Лесная.
СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ЦЕЛОСТНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА (ЦПП) Педагогический процесс – это процесс целостно и во взаимосвязи реализующий цели образования.
Организация и содержание практического обучения Выполнила: методист Максимова Л.И.
Структура поурочного планирования в рамках ФГОС Составил ГМИ.
Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения (ЭОР НП) в учебном процессе РГПУ им. А.И. Герцена, доцент каф. методики обучения математике,
« Виноградовский урок : цель, содержание, технологии ». Струкова Тамара Николаевна Учитель начальных классов.
ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ. Принципы и компоненты процесса обучения Процесс обучения совокупность последовательных взаимосвязанных действий учителя и.
ГЛАВА I ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. 1.1 П ЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИЯ Педагог ( от греч. Ведущий ребенка) специальный человек, сопровождающий.
БАЛАБАНОВА ЛИДИЯ ВАСИЛЬЕВНА педагог дополнительного образования ГБОУ Центр детского (юношеского) технического творчества Колпинского района Санкт-Петербурга.
Урок как форма обучения истории. Типы уроков Тип урока понятие, связанное с варьированием структуры урока, его содержательных элементов.
Совершенствование и вариативность системы воспитания и дополнительного образования учреждения, работающего над повышением качества образования.
Основные понятия в области научного-педагогического исследования 1) Проблема, объект и предмет научно-педагогического исследования 2) Цели и задачи научно-педагогического.
Самостоятельная работа как способ развития мышления и познавательного интереса учащихся.
Транксрипт:

Общая формулировка задач методики преподавания технологии 1. Для чего учить (определение целей и задач обучения) 2. Чему учить (отбор и определение содержания обучения) 3. Как учить (разработка форм, методов и средств обучения) 4. Каковы должны быть условия обучения (определение условий обучения при которых достигается наилучший результат в достижении целей обучения)

задачи методики преподавания технологии 1. Формулирование образовательных и воспитательных задач обучения технологии, исходя из общих целей и задач обучения и воспитания в общеобразовательном учреждении, с учетом специфики изучаемого учебного предмета. 2. Разработка требований к содержанию обучения технологии учащихся разных возрастных групп и на этой основе определение практических рекомендаций по разработке учебных программ, учебников и учебных пособий. Проведение проверки этих рекомендаций в ходе опытно- экспериментальной работы в школе. 3. Отбор наиболее целесообразных форм учебно- воспитательной работы, методов и приемов обучения технологии, разработка рекомендаций по изучению отдельных разделов и тем учебной программы, проведению уроков и т.д.

задачи методики преподавания технологии 4. Разработка путей осуществления связи теории и практики в процессе обучения технологии, а также связи изучения технологии с основами наук: физикой, математикой, и т.д. 5. Разработка принципов организации, содержания и методов внеклассной и внешкольной работы учащихся по технике и труду, исследование возможностей этой работы в удовлетворении интересов и склонностей учащихся, в развитии их творческих способностей и технического мышления. 6. Разработка материального оснащения процесса обучения технологии, требований к лабораториям, техническим кабинетам, учебным цехам, инструментам, приспособлениям и другому оборудованию для проведения уроков и внеклассных занятий.

задачи методики преподавания технологии 7. Выработка рекомендаций по планированию учебно- воспитательного процесса, выбору форм организации учебной деятельности учащихся. 8. Определение условий и факторов, влияющих на выбор типов занятий, их структуры, методов и средств обучения в соответствии с целями этих занятий.

Требования к отбору содержания 1. Технологии и виды труда должны представлять основные распространенные направления в производстве, сфере сервиса и домашнего быта, отражающие получение, изменение свойств, согласование, преобразование или применение материалов, энергии, информации, биологических и социальных объектов. 2. Изучаемые технологии и виды труда должны обеспечивать реализацию социальных и педагогических целей трудового становления учащихся, их познавательного, интеллектуального, творческого, духовно-нравственного, эстетического и физического развития. 3. Изучаемые технологии должны обеспечивать возможность организации практической деятельности учащихся и соотноситься с их личностными характеристиками в соответствующие периоды развития.

Требования к отбору содержания 4. Отобранные для изучения технологии должны позволять выделить учебное содержание, удовлетворяющее всем дидактическим принципам обучения, включая соединение его с производительным трудом. 5. Выполняемые операции в отобранных для изучения технологиях должны удовлетворять психофизиологическим возможностям учащихся соответствующих возрастов, требованиям безопасности труда, школьной санитарии и гигиены, экологии окружающей среды, социальной экологии. 6. Технологические процессы должны обеспечиваться материально-техническими средствами современной массовой школы, при их непрерывном дополнении и обновлении в соответствии с научно-техническим уровнем общественной практики.

Требования к отбору содержания 7. Изучаемые технологии должны предоставлять учащимся возможность выполнения учебных проектов, направленных на удовлетворение общественных, групповых или персональных потребностей. 8. Изучаемые технологии должны отражать научно - технические достижения в ведущих отраслях производства, сервиса, а также домашнего быта. 9. Преподавание общей совокупности отобранных для обучения технологий должно обеспечиваться образовательными возможностями педагога при соответствующей базовой подготовке такого специалиста в системе высшего образования и периодическом повышении его квалификации.

Принципы обучения Принципы обучения – это исходные положения теории обучения, которыми руководствуются при организации и осуществлении учебного процесса. Они выработаны в ходе педагогической практики и отражают закономерности процесса обучения. Принципы обучения имеют характер объективных законов, но в отличие от законов естествознания действуют не независимо от нашего сознания, а должны быть реализованы в учебном процессе преподавателем. Общедидактические принципы обучения являются общими для преподавания любых учебных предметов

Принципы обучения технологии 1. Принцип научности. 2. Принцип систематичности и последовательности. 3. Принцип доступности и посильности. 4. Принцип сознательности и активности. 5. Принцип прочности усвоения знаний. 6. Принцип наглядности. 7. Принцип связи теории с практикой. 8. Принцип межпредметного взаимодействия. 9. Принцип воспитательной направленности обучения. 10. Принцип природосообразности. 11. Принцип культуросообразности.

Реализация принципа научности 1. Показ изучаемого объекта, метода в историческом развитии. 2. Раскрытие естественнонаучных основ технических объектов и процессов в опоре на знания других школьных предметов. 3. Соблюдение технических норм, требований, терминологии при изучении теоретического материала и выполнении практических работ. 4. Знакомство школьников с современным уровнем развития технологий.

Реализация принципа систематичности и последовательности 1. Планирование учебного процесса, расположение учебного материала в соответствие с логикой науки, последовательностью разработки объекта проектирования, ходом технологического процесса. 2. Систематическое повторение и обобщение изученного материала после усвоения нескольких тем. 3. Постепенное усложнение теоретического материала и практических работ учащихся. 4. Раскрытие межпредметных и внутрипредметных связей изучаемого материала.

Реализация принципа доступности и посильности 1. Отбор такого научного содержания, которое по своей научной глубине и объему будет доступно учащимся. 2. Педагогическая адаптация научного материала до уровня познавательных возможностей учащихся. 3. Установление соответствия изучаемого материала учебному времени. 4. Установление соответствия практических заданий уровню трудовой подготовленности и физическим возможностям школьников. 5. Выбор методов обучения способствующих лучшему пониманию учебного материала. 6. Переход к индивидуальным траекториям обучения для отдельных учащихся.

Реализация принципа сознательности и активности 1. Формирование у учащихся мотивов учения. 2. Раскрытие учащимся конкретных целей обучения, целей решения учебных задач. 3. Обучение учащихся планированию своего труда и самоконтролю. 4. Организация и руководство самостоятельной учебной деятельностью школьников. 5. Использование методов обучения, направленных на развитие самостоятельности и активности (проектный метод обучения, проблемный метод и т.п.) 6. Использование коллективных форм работы.

Реализация принципа прочности усвоения знаний 1. Объединение информации в модули, систематизация знаний. 2. Повторение и практическое применение изученного материала. 3. Контроль понимания и усвоения материала. 4. Учет индивидуальных особенностей восприятия учебного материала. (Учет типа памяти учащихся: образной, логической, эмоциональной). 5. Активизация самостоятельной работы учащихся.

Реализация принципа наглядности 1. Демонстрация преподавателем приемов работы, поведения, нравственной оценки различных ситуаций. 2. Опора в обучении на образные представления, сформированные у учащихся в различных жизненных и учебных ситуациях. 3. Использование в процессе обучения различных средств наглядности. 4. Использование в учебном процессе различных видов наглядности (предметной, изобразительной, словесной, аудиальной и т.п.).

Реализация принципа связи теории с практикой 1. Соединение теоретического обучения с практической деятельностью школьников. 2. Приобретение школьниками знаний и умений в процессе практической деятельности. 3. Изложение теоретических технико-технологических сведений с сохранением системы и логики технических наук. 4. Организация практической работы в соответствии с логикой производственного процесса. 5. Деятельность учащихся должна быть осознанной, опираться на научно-технические знания.

Реализация принципа межпредметного взаимодействия 1. Формирование системности знаний на основе общенаучных идей и понятий. 2. Опора на материал изученный в других школьных предметах. 3. Реализация межпредметных проектов и курсов (например, курс «Цифровое производство» является интегративным по отношению к предметам «Информатика» и «Технология»). 4. Использование заданий технологической направленности в других (физика, математика и т.п.) школьных предметах.

Реализация принципа воспитательной направленности обучения 1. Использование для воспитания личности школьников всех элементов учебного процесса. 2. Использование общественно-полезного труда в процессе технологической подготовки. 3. Соблюдение единства требований, объективность оценки результатов учебной деятельности. Предъявление обоснованных требований к процессу и результатам учебной деятельности. 4. Демонстрация учителем примера в поведении и профессиональной деятельности.

Принцип природосообразности и принцип культуросообразности 1. Принцип природосообразности означает включение в содержание экологического аспекта, а также валеологического компонента, направленного на формирование у учащихся здорового образа жизни. 2. Принцип культуросообразности означает учет условий окружающей учащегося среды (в том числе особенностей национальной культуры), приобщение учащихся к культурному наследию человечества (включая науку, технику, технологию, социальные ценности).

Формы организации учебной работы учащихся на занятиях 1. Фронтальная форма организации учебной работы. 2. Групповая форма организации учебной работы. 3. Индивидуальная форма организации учебной работы.

Формы организации учебной работы учащихся на занятиях 1. Фронтальная форма организации учебной работы. 2. Групповая форма организации учебной работы. 3. Индивидуальная форма организации учебной работы.

Фронтальная форма организации учебной работы Все учащиеся выполняют одинаковый объем учебной работы; Можно организовать коллективное обсуждение; Возможна взаимопомощь учеников; Легко осуществить контроль за усвоением материала; Легко осуществить инструктаж по ТБ и показ приемов деятельности; Наименьший объем работы преподавателя по подготовке дидактических материалов; Возможность объективной (сравнительной) оценки учебных достижений Требуется большое количество оборудования (инструменты, лабораторные установки); В силу индивидуальных особенностей и различий познавательных способностей ряд учащихся не сможет осваивать материал в среднем темпе и будет требовать принятия оперативных решений от преподавателя.

Групповая форма организации учебной работы Все учащиеся делятся на группы, которые выполняют различные учебные задачи; Учащиеся учатся использовать разделение труда; Не требуется большого количества оборудования (инструментов, лабораторных установок); Легко осуществить дифференциацию заданий; Учащиеся не выполняют всех видов учебных заданий (крайний случай – лидер делает все за всех); Трудно осуществить контроль за усвоением материала при выполнении учащимися различных работ (например, лабораторных); Труднее осуществить инструктаж по ТБ и показ приемов деятельности (много индивидуальных рабочих мест); Требуется большой объем работы преподавателя по подготовке дидактических материалов для каждой группы; Уменьшается возможность объективной оценки учебных достижений (все учащиеся выполняли разную работу)

Индивидуальная форма организации учебной работы Каждый учащиеся выполняет индивидуальное учебное задание; Учитываются психолого- физиологические особенности учащегося; Освоение учебного материала осуществляется в комфортном темпе и в ситуации «успеха»; Оценивается индивидуальный прирост знаний и умений; Может быть использована как на уроках, так и во внеурочное время; Учащиеся могут не освоить всей программы; Больших затрат времени требует подготовка индивидуальных заданий и контроль за усвоением материала; Больших затрат времени требуют индивидуальные консультации; Уменьшается возможность объективной оценки учебных достижений (оценивается индивидуальный прирост знаний и умений. При этом уровень знаний и умений может быть существенно ниже среднего уровня); Практически невозможно использовать при большой наполняемости учебных групп; Большее время уделяется слабым учащимся, «страдают» сильные.

Методы обучения технологии Классификация по источнику знаний: 1. Методы словесного сообщения. (Рассказ, объяснение, беседа). 2. Методы демонстрации (источник знаний – образ технического объекта, процесса, явления). 3. Методы практической работы учащихся (актуализация ранее полученных знаний, получение знаний о деятельности, которые трудно объяснить словами, формирование практических умений): упражнение, решение технических задач, лабораторные работы, практические работы. 4. Метод самостоятельного приобретения знаний – проектный метод обучения.