Феноменологический метод исследования Леонид Захаров Сергей Струлев Кристина Керопян
Основные понятия – Феноменология – совокупности знаний, определяющих взаимосвязь между различными наблюдениями явлений (феноменов) в соответствии с фундаментальной теорией, но непосредственно из этой теории не следующих – Феномен – явление, которое предстаёт сознаю после осуществления эпохе* *эпохе (греч.) – воздержание от накопленных научных и ненаучных теорий, мнений, суждений, оценок предмета. Стремление к оценке предмета с позиции «чистого наблюдателя».
История феноменологии Эдмунд Гуссерель ( ) Амедео Джорджи (1931)
Феноменологический метод исследования –Феноменологическое описание –Феноменологическая редукция (эпохе) –Феноменологический анализ («free imagination variation»)
Особенности –Качественно-описательный характер исследования –Ориентация на переживание как предмет исследования –Использование рефлексивных данных –Отказ от любых теоретических допущений и выводов –Использование обыденного языка описания
Кейс – Отношение к управленческим мероприятиям в организациях
Контекст Предмет исследования: Мероприятия внутреннего маркетинга (Internal Marketing) в понимании менеджеров Объект исследования: Индивидуальный опыт внутреннего маркетинга
Сбор данных Метод сбора данных: Открытые интервью –«Опишите как можно более подробно, как внутренний маркетинг применяется в вашей компании ежедневно?» –«Опишите как можно более точно и детально, как вы относитесь к внутреннему маркетингу как инструменту управления?» Участники: Респонденты из различных сфер бизнеса, имеющие опыт участия в IM-мероприятиях
Анализ –Дословная запись аудиозаписей интервью –Чтение стенограмм и разделение и выявление «смысловых единиц» –Преобразование смысловых единиц в научные термины –Анализ «смысловых единиц» и разделение их по темам –Обобщение полученных описаний
Выводы –…Респонденты считают, что внутренний маркетинг проявляется в случаях когда руководители уделяют время, чтобы выслушать подчиненных и оказывают им эмоциональную поддержку. –…Внутренний маркетинг воспринимаются как один из способов мотивировать сотрудников разделять цели организации и действовать от её имени
Пример данных Первичное описание Респондент вспоминает случаи, когда его организация стремилась использовать различные инструменты, такие как, веб-трансляции, электронную почту и PowerPoint, дл общения и обмена информацией с ним. P2 указывает на то, что он получал информацию через структуру управления Структурированное описание Pеспондент описывает свой опыт IM как случаи, в которых его организация использует различные средства коммуникации, такие как, веб-трансляции, сообщения электронной почты и презентации, для связи и обмена информацией с ним Синтезированное описание Было мнение, что внутренний маркетинг включает использование веб-трансляций, электронной почты и презентаций для связи и обмена информацией с сотрудниками
Источники –Anosike, Paschal and others. Phenomenology as a method for exploring management practice. –Robert Shaw. A research method for the future: Husserls phenomenological method in management. –Бабушкин В.У. Феноменологическая философия науки: критический анализ –Улановский А.М. Феноменологическое описание в психологии htm htm –Wikipedia.ru
Спасибо! Вопросы? Ваши мнения. Леонид Захаров Сергей Струлев Кристина Керопян