Генетика – наука, изучающая наследственность и изменчивость организмов, а также механизмы управления этими процессами. Генетика изучает два основных свойства.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
На уроке мы должны: Познакомиться с гибридологическим методом как основным методом генетики Изучить закономерности наследования признаков, установленные.
Advertisements

На уроке мы должны: Познакомиться с гибридологическим методом как основным методом генетики Изучить закономерности наследования признаков, установленные.
Моногибридное скрещивание. F, d А,а, В,В, b, f, C, c, D,
Законы Грегора Менделя. Задачи урока: -Познакомиться с опытами Г.Менделя -Изучить закономерности наследования: единообразие гибридов первого поколения,
Учитель Ривзаводской средней общеобразовательной школ.
1. Изучить закон независимого наследования Менделя, углубить знания основных понятий генетики. 2. Развивать умение пользоваться генетической символикой;
Тема : « Генетика. Законы Менделя » 10 класс. Генетика относительно молодая наука. Официальной датой ее рождения считается 1900 г., когда Г. де Фриз в.
Дигибридное скрещивание.Третий закон Г.Менделя.. Вспомним: Что обозначает термин моногибридное скрещивание? Как называется скрещивание, если используемые.
Законы Менделя. Особенности опытов Менделя Использование чистых линий (растений, в потомстве которых при самоопылении не наблюдается расщепление по изучаемому.
Тема урока «Основы генетики». Генетика – наука о закономерностях наследования признаков у организмов. Основоположником генетики является чешский ученый.
Моногибридное скрещивание. Законы Менделя. Моногибридное скрещивание. Законы Менделя г. Еремеева Наталия Николаевна МКОУ «Воловская СОШ 2»
ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ГЕНЕТИКИ Грегор Иоганн Мендель (20 июля июня 1884) С древних времен люди на интуитивном уровне подозревали что.
Повторение. Дайте определение следующим терминам: Генетика Гены Наследственность Изменчивость Генотип Фенотип Доминантный признак Рецессивный признак.
Генетика – наука о закономерностях изменчивости и наследственности.
Генетика наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов Наследственность - свойство организмов передавать свои признаки и свойства.
Использование дистанционного обучения на платформе ВОС МГОУ в системе «moodle» при подготовке к ЕГЭ по биологии.
Дигибридное скрещивание. 3 закон Менделя. Задачи: Вывести 3 закон Менделя; научиться решать задачи на 3 закон Менделя. ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ.
Дигибридное скрещивание- это скрещивание форм отличающихся друг от друга по двум парам альтернативных признаков.
Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости живых организмов Гены – элементарные единицы наследственности, участки ДНК хромосом.
Моногибридное скрещивание Законы Менделя. Цели: Охарактеризовать генетику как науку, её развитие и значение. Ввести понятие о гибридологическом методе.
Транксрипт:

Генетика – наука, изучающая наследственность и изменчивость организмов, а также механизмы упра вления этими процессами. Генетика изучает два основных свойства живых организмов: Наследственность – способность организмов переда вать свои признаки и особенности развития потомству. Изменчивость – это свойство живых организмов существовать в различных формах, обеспечивающих им способность в изменяющихся условиях.

Человек пытался выяснить закономерности наследования признаков. Лишь в середине XIX века Грегор Мендель ответил на этот вопрос. Мендель, в отличие от других учёных, изучал наследование не по многим, а по единичным признакам. Скрещивание, в котором родители отличаются по одному признаку, Мендель называл моногибридным. Скрещивание, в котором родители отличаются по двум признакам – дигибридным скрещиванием (и т.д.).

Для обозначения признаков Мендель ввёл буквенную символику. Доминантные гены он обозначал загла вными буквами. Рецессивные – строчными буквами алфа вита. Родителей он обозначил буквой Скрещивание – знаком

Чистые сорта, содержащие одинаковые пары аллельных генов, т.е. задатки только одного типа, Мендель назвал гомозиготными. Особи с разными наследственными задатками назвал гетерозиготными.

Грегор Мендель выбрал удачный объект исследования – горох посевной. Горох – растение самоопыляемое, имеет закрытый цветок, исключающий случайное попадание в него чужой пыльцы. Это значит, что новые сорта гороха являются чистыми линиями, поскольку в их особях не происходит смешения генов от разных родителей.

Мендель задался вопросом: « Какое потомство можно ожидать от скрещивания гороха с желтыми семенами с горохом с залеными семенами? Какими будут их фенотипы и генотипы?» × F1F1 АА аа

× F1F1 Оказалось, что появляется потомство с жёлтыми семенами. АА аа Аа

УЧЁНЫЙ РЕШИЛ, ЧТО ЖЁЛТАЯ ОКРАСКА ЦВЕТКОВ ГОРОХА ЯВЛЯЕТСЯ ПРИЗНАКОМ БОЛЕЕ «СИЛЬНЫМ» (ДОМИНАНТНЫМ). ПОЭТОМУ ОНА И ПРОЯВЛЯЕТСЯ У ГИБРИДОВ ПЕРВОГО ПОКОЛЕНИЯ. МЕНДЕЛЬ ЭТУ ЗАКОНОМЕРНОСТЬ НАЗВАЛ ЗАКОНОМ ДОМИНИРОВАНИЯ ИЛИ ПЕРВЫМ ЗАКОНОМ МЕНДЕЛЯ.

Получив гибридные семена гороха первого поколения, Мендель вновь их посеял, но не стал их переопылять. В результате самоопыления у растений получились семена второго поколения гороха (F2) – 3 части жёлтых семян и 1 часть залёных семян. × F2F2 Аа АА Аа аа

Грегор Мендель делает вывод, что происходит расщепление признаков при скрещивании двух гетерозигот.. И это расщепление наблюдается в соотношении 3:1. Таким образом, он формулирует 2 закон Менделя.

Для того чтобы установить механизм наследования двух пар альтернативных признаков, Мендель проводит опыты по дигибридному скрещиванию. Он взял в качестве материнского организма горох с гладкими жёлтыми семенами, а в качестве отцовского – с залёными мороинистыми семенами. У первых горошин оба признака по генотипу являлись доминантными (АВ), а у вторых – оба рецессивными (а в). Мендель скрестил эти горохи.

× F1F1 В результате скрещивания, согласно закону доминирования признаков у гибридов, в F1 все семена оказались гладкими и жёлтыми. ААВВ аа вв Аа Вв

На следующий год из этих семян выросли растения, в цветках которых произошло самоопыление. У семян поколения F2 произошло расщепление признаков. × Аа Вв Жёлт.глад. ААВВ Жёлт.глад. ААВв Жёлт.глад. АаВВ Жёлт.глад. Аа Вв Жёлт.глад. ААВв Жёлт.глад. Аа Вв Жёлт.глад. АаВВ Жёлт.глад. Аа Вв Жёлт.глад. Аа Вв ААвв Жёлт.моро. Аа вв Жёлт.моро. Аа вв ааВВ зал.глад. аа Вв зал.глад. аа Вв аа вв Зел.моро. 9 3 F2 3 1 гаметы АВ АваВ а в АВ Ав аВ а в

Основываясь на законах Грегора Менделя, талантливые селекционеры на практике получают именно те свойства, какие они хотят видеть у нового сорта растений или породы животного.

(Как пример к конспекту занятия прикреплена работа студентки группы И13.1 Гениевской Марины Игоревны: презентация Мicrosoft PowerPoint, а также в разработке урока формата Microsoft Word - краткие тезисы работы и фото родословного древа)

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «МОЯ РОДОСЛОВНАЯ. НАСЛЕДОВАНИЕ ПРИЗНАКОВ В МОЕЙ СЕМЬЕ» Гениевская Марина Игоревна, И13.1 Научный руководитель: Богуцкая Л.Н.

Я не просто живу, я, подобно реке, Начинаюсь в таинственном далекие. Но, всему вопреки, вьется ниточка кровная. Где ж мои родники? Отвечай, родословная!

Методы изучения генетики человека: 1. Генеалогический метод 2. Близнецовый метод 3. Популяционный 4. Цитогенетический 5.Биохимический

Генеалогическое древо: Восходящее – начинается с человека, который решил соста вить свою родословную и он же является стволом этого дерева. Нисходящее – при соста влении такого древа начинают с самого отдаленного из известных предков и постепенно переходят к его потомкам.

Цель работы: познакомиться с методикой соста вления и анализа родословных, определить характер наследования отдельных признаков человека

Задачи работы: определить способ наследования цвета глаз и формы волос в поколениях семьи Гениевских путем соста вления генеалогического древа, отслеживая типы наследования генов.

Объект исследования: фенотипические признаки семьи Гениевских.

Этапы выполнения исследовательской работы: 1. Поиск сведений о родственниках Этапы выполнения исследовательской работы: 1. Поиск сведений о родственниках 2. Соста вление родословного древа 3. Определение и прослеживание исследуемых признаков в поколениях 2. Соста вление родословного древа 3. Определение и прослеживание исследуемых признаков в поколениях

Типы наследования генов: Типы наследования генов: 1. Аутосомное – доминантное, рецессивное, промежуточное (признаки передаются в хромосомах неза висимо друг от друга)

2. Сцепленное – доминантное, рецессивное, промежуточное – в таком виде наследования аллельные гены находятся в одной хромосоме и передаются сцеплено друг с другом

3. Сцепленное с полом – сцепленное с Х-хромосомой (доминантное, рецессивное, промежуточное) и сцепленное с У- хромосомой

Фенотипические признаки, прослеживаемые в ряду поколений семьи Гениевских: 1. цвет глаз 2. форма волос Фенотипические признаки, прослеживаемые в ряду поколений семьи Гениевских: 1. цвет глаз 2. форма волос

Карие глаза – доминантный признак Голубые глаза – рецессивный признак

Курча вые волосы – доминантный признак Прямые волосы – рецессивный признак Волнистые волосы – промежуточный признак, наследующийся по принципу неполного доминирования

× × | | | | | | Папа Дудников И.П.аа вв (голубые, прямые) Мама Дудникова С.В.Аа вв (карие, прямые) G: а в Ав а в F: Аа вв (карие, прямые) аа вв Гениевская М.И.

Вывод: Карий цвет глаз передался по материнской линии. Форма волос - по материнской и отцовской линиям, так как генотипы родителей по второму признаку - гомозиготы рецессивные (вв) Вывод: Карий цвет глаз передался по материнской линии. Форма волос - по материнской и отцовской линиям, так как генотипы родителей по второму признаку - гомозиготы рецессивные (вв)

Прадедушка Нижельский В.И.аа вв (голубые, прямые) Прабабушка Нижельская А.П.АаВВ (карие, курча вые) G: а в АВ аВ F: Аа Вв (карие, вьющиеся ) аа Вв Бабушка Гениевская П.П. × | | |

Вывод: Вывод: Карие глаза и курча вые волосы – сильные (доминантные) признаки, поэтому они проявились в фенотипе у бабушки. Наследование формы волос идет по типу неполного доминирования, поэтому сочетание аллельных признаков В и в дало волнистые волосы. Карие глаза и курча вые волосы – сильные (доминантные) признаки, поэтому они проявились в фенотипе у бабушки. Наследование формы волос идет по типу неполного доминирования, поэтому сочетание аллельных признаков В и в дало волнистые волосы.

Прапрадедушка (по папиной линии) ? Прапрабабушка (по папиной линии) ? Аа вв (карие, прямые ) Прадедушка Дудников М.М. 1 случай: Аа Вв * аа вв G: АВ, Ав, аВ, а в а в F: Аа Вв; Аа вв; аа Вв; аа вв 2 случай: ААВв * аа вв G: АВ, Ав а в F: Аа Вв; Аа вв F:

Руководствуясь законами Менделя, можно предположить цвет глаз и форму волос моих будущих детей.

Я Аа (карие глаза) Будущий муж ? 1 случай: АА * Аа G: А А, а F: АА; Аа 2 случай: Аа * Аа G: А, а А, а F: АА; 2 Аа; аа 3 случай: аа * Аа G: а А, а F: Аа; аа Наследование цвета глаз будущего ребенка

Наследование формы волос будущего ребенка Будущий муж ? Я вв (прямые волосы) 1 случай: вв * вв G: в в F: вв 2 случай: Вв * вв G: В, в в F: Вв; вв 3 случай: ВВ * вв G: В в F: Вв

Родословная – это семейная реликвия, переда ваемая из поколения в поколение. Каждый из нас продолжает историю своего рода и одновременно создает свою. Родословная – это семейная реликвия, переда ваемая из поколения в поколение. Каждый из нас продолжает историю своего рода и одновременно создает свою.