Урок развития речи 9 класс Новикова О.Н. МАОУ «Лицей 15 имени Героя Советского Союза Н.Н. Макаренко» 2011 г.
Двадцать четвёртое января. Подготовка к сочинению-отзыву по картине И.А. Тихого «Аисты».
Домашнее задание. Написать сочинение-отзыв по картине И.Тихого «Аисты».
Иван Антонович Тихий (1927 – 1982) В произведениях художника запечатлена сила выразительности художественных образов, законченность композиции, идея торжества добра, любви и труда. Обязательным компонентом настроения является воздух, свет и безграничное небо.
Картина «Аисты» была написана художником в 1960 году.
Аист – удивительная птица. Издавна на Руси аиста считали особенной птицей, птицей мира, счастья, семейного благополучия.
Легенды и приметы, связанные с аистами До сих пор повсеместно в России распространено поверье, что детей приносит аист.
Издавна на Руси аист считался особенной птицей. Если аист селился рядом с домом, значит обитатели дома будут счастливы.
Про аистов слагали песни, стихи, изображали на картинах и гравюрах. И полотно И.А. Тихого - яркий тому пример.
Какова композиция картины? Композиционно картина устремлена вверх: стая птиц снялась с земли и поднимается в небо. Детали не отвлекают от основного сюжета картины. Виден край по- осеннему золотистого поля. Слева – пышные кусты. Справа – золотистые колосья, склоняющиеся к земле. Поле отделено от неба дальними холмами.
Какова цветовая палитра, используемая автором? Поле золотистого цвета. Созревшие колосья склоняются под тяжестью зёрен. Слева зеленеют пышные кусты. Высокое небо разных оттенков: от бледно-голубо- го до насыщенного синего.
Какова цветовая палитра? Чёрно-белые аисты объединяют землю и небо, низ и верх. Белые крылья снизу отражают желтоватый цвет поля, а поверхность крыльев отражают синеву неба. Чёрные перья, обрамляющие крылья, выделяются на фоне неба, не дают слиться с облаками.
Глядя на пейзаж, где изображено вечное стремление вверх и вперёд, можно услышать крики взлетающих птиц и шум их хлопающих крыльев.
Какие чувства вызывает картина? Восхищение грациозностью больших и сильных птиц. Грусть из-за того, что улетают благородные птицы, приближается осень с дождями, а затем - зима…
О чём думаешь, глядя на картину? О мимолётности момента, запечатлённого на картине. Об улетающих, но всегда возвращающихся птицах. О том, что скоро самим придётся покидать родное гнездо.
Цели отзыва : Поделиться впечатлением о прочитанном или увиденном произведении. Попытка разобраться в собственных чувствах от увиденного. Поразмышлять о своих переживаниях, настроении.
Строение сочинения Вступление Основная часть Заключение
План сочинения: Вступление (о художнике и его творчестве; оценка произведения, сформулированная в виде тезиса). Основная часть (что изображено на картине; доказательства, раскрывающие мысли и чувства автора сочинения, носят эмоционально-оценочный характер). Заключение (отношение к тем или иным сторонам жизни, нашедшим отражение в произведении).
Вступление Передо мной иллюстрация картины художника… Сегодня на уроке мы познакомились с творчеством художника... Мне хотелось бы поделиться своими впечатлениями от увиденной картины художника…
Основная часть Внимание зрителей автор картины сосредотачивает на Особо хочется подчеркнуть умелое использование художником цветовой гаммы в раскрытии идейного замысла Глядя на иллюстрацию, ощущаю(что?)…, испытываю (что?)…, слышу (что?)…, чувствуя (что?)…
Заключение Картина оставила яркое впечатление, потому что… Пейзаж навевает мысли о… Заставляет задуматься о…
Желаю творческих успехов!