Под малой социальной группой целесообразно понимать контактную общность людей (до 40 человек), связанных единством жизни и деятельности по месту, времени, а в отдельных случаях и единством целей, потребностей, общих норм, правил, способов деятельности. Малая группа это любое количество лиц, находящихся во взаимодействии друг с другом, при котором каждый член группы получает некоторое впечатление или восприятие каждого другого члена группы (Р. Бейлз). Исследование психологических проблем в малых группах на чиналось в 20-х годах. В большинстве исследований число членов малой группы колебалось между 2 и 7 при модальном числе 2- (упомянуто в 71% случаев). Этот подсчет совпадает с представлением, имеющим широкое распространение, о том, что наименьшей малой группой является группа из двух человек - так называемая «диада».
Малые социальные группы различаются: а) по способу возникновения: стихийно складывающиеся (не формальные) и специально создающиеся (формальные) для решения определенных задач; б) по содержанию деятельности: профессионально-деловые, учебные, бытовые, самодеятельно-творческие, спортивные и др.; в) по характеру социальной ориентированности: социально- полезные или асоциальные группы; г) по уровню развития: диффузные группы, группы- кооперации, корпорации, коллективы; От дифференциальных групп до коллектива д) По значимости индивида: группы членства (все люди в группе), референтные группы (значимый для индивида круг общения)
1. ее композиция (состав), Численность и признаки (по возрасту, полу, образованию, национальности...) 2. структура, структура «власти», представляющая собой официальное распределение отношений руководства и подчинения, распределение прав и обязанностей между ее членами, предусмотренный порядок отношений и совместных действий, и анализ того, как она влияет на психологию и взаимоотношения членов группы. 3. групповые проблемы (динамические социально-психологические процессы), 4. групповые нормы и ценности, представляют собой неписаные правила, которые выработаны, приняты группой и представлены в ее психологии особым феноменом 5. систему санкций в группе. это социально-психологические средства и механизмы, с помощью которых группа побуждает своих членов к выполнению и соблюдению норм. Санкции могут быть поощрительные и запретительные, позитивные и негативные групповые процессы групповая динамика групповое развитие Основными характеристиками группы являются:
Социально-психологические процессы и явления в малых группах понятие собирательное. Оно служит для обозначения разнообразных форм существования группового сознания (психики), социально-психологического поведения и проявления членами группы своей индивидуальности (лидерство, подчинение, стиль общения, самоутверждения и др.), механизмов взаимодействия людей и воздействия на них группового и общественного сознания (психическое заражение, подражание, внушение, убеждение, принуждение и др.).
Функции социально-психологических феноменов разнообразны. Существуют разные подходы к выделению феноменов групповой психики и их классификации. По влиянию на сплочение данной группы, на тенденции ее развития социально-психологические процессы и явления разде ляют на интегрирующие социальную группу, способствующие ее сплочению, единению (общие потребности, интересы, цели, мнения, суждения, настроения, традиции и т.п.) и приводящие к дифференциации социальной группы (лидерство, самоутверждение, конфликты и т.п.). По степени устойчивости различают статические, динамиче ские и статико-динамические социально-психологические процессы и явления (А.Д. Глоточкин).
Содержание и состояние социально-психологических процессов и явлений, обусловлена не только особенностями деятельности членов группы, своеобразием материально- технических и экологических условий ее жизни и деятельности. Большое влияние на содержание, направленность и уровень функционирования групповой психики оказывают личностные особенности ее членов, своеобразие восприятия и понимания ими мира, действительности, конкретной ситуации, друг друга, возникающие у них отношения к деятельности, к реальным фактам и событиям как внутри групповой, так и вне групповой жизни.
Одной из характеристик и форм проявления групповой, коллективной психики выступает общее мнение. Оно оказывает существенное влияние на процесс вхождения молодого специалиста в трудовой коллектив. И потому важно знать специфику этого социально- психологического феномена, особенности его возникновения, формирования и развития. Групповое, коллективное мнение это совокупное суждение и отношение членов коллектива (всех или их значительной части) к событиям и фактам действительности в жизни коллектива и его отдельных членов, к их поведению и деятельности. Коллективное мнение выступает показателем направленности групповой психики. Оно является своеобразным синтезом, сплавом индивидуальных мнений членов коллектива, одной из форм рационального, умозрительного проявления группового, коллективного сознания и выступает мощной побудительной силой поведения и деятельности членов коллектива. В общем мнении, сложившемся в коллективе, проявляется сила убеждений, воли, чувств целого коллектива.
Наиболее динамичной формой проявления групповой, коллективной психики являются общие, групповые настроения. Это общие эмоциональные состояния, эмоциональный настрой коллектива, та или иная степень единочувствия, совокупность сопереживаний людей, овладевших коллективом (либо значительной его частью) в тот или иной момент или отрезок времени. Интегративной характеристикой и формой проявления групповой, коллективной психики выступает морально- психологическое состояние (атмосфера) группы. Одной из интегральных характеристик групповой, коллективной психики выступает сплоченность как та или иная степень ценностно-ориентационного единства группы. Сплоченность это степень единомыслия, единочувствования и едино действия членов группы, коллектива, степень принятия ими соответствующих норм, правил, ценностей, отношений и т.п.
Конформизм групповое согласие. В исследовании конформизма проблема группового давления ставится и решается как проблема влияния большинства членов группы на поведение отдельных индивидов или меньшинства. Психология внутри- и межгрупповых конфликтов на -внутригрупповом уровне (руководитель подчиненный; руководитель подразделение; между рядовыми членами группы; ролевые конфликты); -на межгрупповом уровне (вертикальный между подразделениями разного уровня организационной структуры; горизонтальный между подразделениями одного уровня; ролевой - из-за неопределенности взаимопересекающихся сфер ответственности и контроля). Конструктивный и деструктивный подход. -положения индивида в группе. К психологическим феноменам, имеющим отношение к такому положению, относятся статус, позиция, роль, система групповых ожиданий, групповые нормы и санкции.
Статус характеризует место индивида в системе групповой жизни. Для измерения статуса используется широко распространенная социометрическая методика. Однако получаемые с ее помощью данные нельзя абсолютизировать, ибо место индивида в группе определяется не только социометрическим статусом, но и многим другим. Позиция - система взглядов, ценностей, установок, выражающих отношение индивида к событиям, вопросам совместной деятельности группы. Если статус задан соответствующей структурой группы и носит объективный характер, то позиция выражает внутреннее отношение индивида к группе или деятельности, т. е. является индивидуально своеобразной (субъективной) характеристикой. Роль - нормативно одобренный способ поведения, ожидаемый от личности, занимающей тот или иной статус в группе.
Еще один метод для изучения малых групп: 2. Метод социометрии (Я. Морено) Я. Морено говорил, что большую роль в жизни людей играют неформальные отношения. Нужно стремиться, чтобы формальная и неформальная структура общества совпадали. Для этого нужны специальные методы. Социометрия - проект социальной науки в целом. Основная идея этого проекта - малая группа - модель общества, на ее примере видно, что для жизни людей важна как объективная структура, создаваемая функциональными обязанностями, так и структура эмоциональных отношений - структура эмоциональных отношений должна быть выявлена специальными методами.
Социометрия в современной социологии - это метод изучения структуры неформальных отношений в малых группах. Он основан на том, что эмоциональные отношения в группах распределены неравномерно (как и доверие, авторитет, признание каких-то качеств и т.д.), а так же на том, что определение этих отношений связано с поведением людей в ситуациях выбора. В социометрии такую ситуацию создает спец. вопрос - социометрический критерий. Чем точнее определен критерий, тем точнее будут получены результаты. По результатам социометрического опроса заполняется таблица, представляющая собой данные о сделанных и полученных выборах, т.н. социологическая матрица. Результаты опроса могут быть представлены графически в виде социограммы, наглядно представляющей структуру межличностных связей.
В современной социальной психологии процесс развития малой группы понимается как закономерная смена этапов (или стадий), различающихся по характеру доминирующих тенденций во внутригрупповых отношениях: дифференциации и интеграции. Отличительными признаками (параметрами) развития группы выступают: направленность (содержание групповых целей, мотивов и ценностей), организованность, подготовленность к выполнению совместной деятельности, интеллектуальная, эмоциональная и волевая коммуникативность, стрессоустойчивость. Целостными характеристиками группы выступают также сплоченность, микроклимат, референтность, лидерство, интрагрупповая и интергрупповая активность. В отечественной психологии при едином, общем понимании сути коллектива и коллективизма есть и некоторое своеобразие в определении понятия «коллектив».
Все естественные группы можно разделить на высокоразвитые и слаборазвитые. Слаборазвитые малые группы характеризуются тем, что в них нет достаточной психологической общности, налаженных деловых и личных взаимоотношений, сложившейся структуры взаимодействия, четкого распределения обязанностей, признанных лидеров, эффективной совместной работы. Вторые представляют собой социально-психологические общности, отвечающие всем перечисленным выше требованиям. Слаборазвитыми по определению являются, например, условные и лабораторные группы (последние часто лишь на первых этапах их функционирования).
Среди высокоразвитых малых групп особо выделяются коллективы. В коллективе межличностные отношения основаны на взаимном доверии людей, открытости, честности, порядочности, взаимном уважении и т.п. Развитие группы происходит в континууме, высшую точку которого занимает коллектив реальная контактная группа, отличающаяся интегративным единством направленности, организованности, подготовленности и психологической коммуникативности, а крайнюю низшую точку этого развития представляет группа-конгломерат, только что сформированная или собравшаяся группа людей, у которых отсутствуют все эти параметры, В предложенном континууме автор выделяет следующие основные этапы развития группы как коллектива. Номинальная группа характеризуется внешним, формальным объединением индивидов вокруг поставленных социальных задач. Группа-ассоциация отличается начальной межличностной интеграцией в сфере эмоциональных отношений. Группа- кооперация характеризуется преобладанием интегративных тенденций в сфере деловых отношений. Группа-автономия обладает высоким внутренним единством как в сфере деловых, так и в сфере эмоциональных отношений. Изоляция группы и концентрация активности ее членов на узкогрупповых целях приводит к формированию группы-корпорации. Отличительной особенностью коллектива является его интеграция с другими группами на основе направленности на более широкие социально значимые цели.
Коллектив это контактная общность людей, объединенных единством общественно полезной деятельности, организации и коллективистической психологии. Основные признаки социальной группы, дающие основание считать ее коллективом: 1) общественно полезная цель деятельности людей данной общности (А. С. Макаренко, А. В. Петровский)', 2) контактность (как непосредственная, так и опосредован ная); 3) наличие организации, субординации отношений, единого и авторитетного для всех членов группы руководства (А. С. Макаренко) 4) определенный уровень развития коллективистической психологии психологии взаимного понимания, сотрудничества, помощи, поддержки и взаимной требовательности, ответственности.
Уровни развития коллектива: Первый внешний, эмпатийный уровень, когда взаимоот ношения между членами группы основаны на взаимных или односторонних симпатиях антипатиях, доверии недоверии, влечении отторжении и т. п. Такие отношения, по существу, ни к чему не обязывают и как складываются спонтанно, так и разрушаются. Это поверхностный слой взаимоотношений. Второй более глубинный слой межличностных отноше ний, когда они обусловлены технологией и результатами совместной деятельности, использованием средств и способов по ее осуществлению. Социальная группа становится достаточно слаженной кооперацией. Третий ядро, база коллективистских отношений и при знак, дающий основание говорить о складывании коллектива: когда взаимоотношения между людьми обусловлены общностью их целей и устремлений в совместной деятельности, ее содержанием и смыслом, ценностями.
Коллективу присущи общие психологические черты (параметры), к числу которых в первую очередь относятся: - достаточный уровень профессиональной подготовленности, сработанности, слаженности совместных действий; - нравственная воспитанность, проявляющаяся в подлинно коллективистических взаимоотношениях членов коллектива; -высокая организованность, дисциплинированность, -управляемость социальной группы; -достаточный уровень политической, правовой, в целом социальной зрелости членов коллектива; -морально-психологический климат, создающий для каждого члена коллектива ощущение личной свободы, защищенности, уверенности, психологической комфортности.
В социальной группе, производственном, трудовом коллективе складываются различные структуры связей и отношений людей. Их знание позволяет специалисту, руководителю лучше ориентироваться в реальных взаимоотношениях в коллективе, малой группе. Структура социальной власти в коллективе включают в себя два вида, две подструктуры властных отношений: руководство и лидерство.
Руководство это официальная, формальная, социальная, административная система властных отношений. Это основанная на власти, правовых и административных нормах и правилах система регулирования поведения и деятельности прежде всего в профессиональной сфере членов коллектива со стороны соответствующих руководителей. Руководители наделяются соответствующими вышестоящими органами (часто без согласия, а порой и вопреки желанию членов коллектива) правом планирования, регулирования, контроля и оценки поведения и деятельности членов коллектива. Руководитель имеет право использовать меры поощрения и принуждения, другие санкции по отношению к сотрудникам в интересах решения производственных, воспитательных и других задач. При руководстве люди вынужденно утрачивают часть своих свобод для реализации тех или иных своих потребностей (в получении заработной платы, квалификации, образования и т.п.).
Лидерство это неофициальная, неформальная, психологи ческая, основанная на психологических преимуществах лидера система властных отношений. При лидерстве люди без принуждения признают человека ли дером, добровольно отдают ему часть своих свобод, наделяют его системой властных полномочий. Такая система властных отноше ний нередко складывается стихийно (хотя есть и другие способы, например, выборы), спонтанно. Основные функции лидера: организация совместной жизнедеятельности в различных ее сферах, выработка и поддержание групповых норм, внешнее представительство группы во взаимоотношениях с другими группами, принятие ответственности за результаты групповой деятельности, установление и поддержание благоприятных социально- психологических отношений в группе.
В настоящее время имеются серьезные возражения представлениям о существовании универсального набора психологических качеств, «делающих» человека лидером. В частности, Р.Стогдилл (1974), проведя комплексный обзор исследований в области лидерства, отмечает, что изучение личностных качеств лидеров дает противоречивые результаты. - 3 точки зрения на лидера (поведенческий, личностный, ситуационный) Теория черт (харизматическая теория): лидер – человек, обладающий определенными личностными чертами -Ситуационная теория: лидерство – продукт ситуации К числу наиболее часто упоминаемых исследователями личных качеств эффективных лидеров относятся: интеллект, стремление к знаниям, доминантность, уверенность в себе, эмоциональная уравновешенность, стрессоустойчивость, креативность, стремление к достижению, предприимчивость, надежность, ответственность, независимость, общительность(Р.Л. Кричевский, 1996).
В психологии выделяют следующие основные стили руководства, поведения и деятельности в зависимости от преимущественной ориентированности человека, руководителя: Модели (стили) управления Тоталитарный 1. Авторитарный 2. Демократический 3. Либеральный Анархический Различия этих моделей можно установить: - по характеру отношений между управляющими и управляемыми 1. Доминирование управляющих 2. Конструктивное равноправие сторон 3. Доминирование управляемых - по способу принятия решений Принимает решение 1 человек. Качество зависит от его знаний, квалификации, опыта и т.д. Скорость принятия решения повышается, а реализация решений связана с усиленным внешним контролем лидера над членами группы. Решение возникает в результате коллективного обсуждения. Качество решения зависит от способности членов группы выражать свои мнения и выслушивать мнения других, а так же от способности лидера организовать дискуссию и при необходимости привлечь эксперта.
- по ситуациям, в которых обосновано применение той или иной модели Например, экстремальные ситуации оправдывают применение авторитарной модели, а в ситуации сплочения группы лучше демократический стиль. - деловой стиль решение профессиональных и других поставленных задач; - коммуникативный стиль преимущественное взаимодействие с сотрудниками, другими людьми. В зависимости от характера такого взаимодействия различают стили: командный, административный, авторитарный; коллегиальный, совещательный, демократический, либеральный, попустительский, анархический; - эгоистический стиль преимущественное решение своих личных проблем материального, карьерного и другого характера. Доминирование любого из названных стилей в поведении и деятельности человека свидетельствует о ригидности, шаблонности, стереотипности личности, ее недостаточной адаптивности. Выделяется также гибкий стиль, когда человек в зависимости от обстоятельств, решаемых задач может и использует тот или иной из вышеназванных стилей. Это характеризует достаточно адаптивную, гибкую, нестереотипную личность. - по характеристикам групп, для которых применима та или иная модель Чем выше уровень образования членов группы, чем более творческим является содержание их деятельности, тем менее приемлем авторитарный стиль.