Обобщающий урок по теме «Одноклеточные животные» Так ли просты простейшие? Рандина В.А., учитель биологии МОУ СОШ Булавинская средняя школа
Цели урока: - выделять признаки простейших, особенности строения простейших, уметь находить сходства в строении одноклеточных животных и растений и делать вывод о единстве происхождения живых организмов; - знать особенности жизнедеятельности (питания, дыхания, движения, размножения и т.д.) простейших, их значение в природе и жизни человека; - уметь классифицировать простейших по внешним признакам.
Повторение материала прошлых тем. Почему простейших так называют? Каковы признаки живого? Почему и одноклеточные растения и животные находятся в одном царстве, а не в разных? Как устроены клетки простейших? Есть ли отличия в строении клеток животных, растений, грибов?
Сходство и различие простейших Задание: Какие из перечисленных органоидов имеются у названных простейших? ОрганоидыАмебаЭвглена зеленаяИнфузория- туфелька Оболочка Цитоплазма Ядро Ложноножка Жгутик Ресничка Пищеварительная вакуоль Сократительная вакуоль Ротовое отверстие Порошица Хлоропласты Светочувствительный глазок
Фронтальный опрос Что произойдет с амебой, если поместить ее в пробирку с кипяченой водой? Что было бы с простейшими, не будь у них сократительной вакуоли? Раковинные амебы и лучевики имеют отверстия в раковинах для ложноножек. Каково значение раковин? В пазухах листьев высокой пальмы скопилась вода. Там обнаружены амебы, обитающие в соседнем водоеме. Как они туда попали? Эвглена зеленая всегда плывет к свету, амеба – в чистую воду из соленой, в каплю с бактериями. Что общего между этими явлениями?
Значение простейших в природе и в жизни человека Заполнить схему по заготовке
Назвать систематические группы простейших по их внешнему виду. Систематика простейших
Подведение итогов урока А) Какие организмы называют простейшими? Б) На какие типы делится царство простейших? В) Приведите доказательства единства происхождения живого. Г) Перечислите особенности жизнедеятельности простейших. Д) Каково значение простейших в жизни человека?
Домашнее задание Творческое задание: 1) Разнообразие простейших. Выпишите в тетрадь названия тех из них, которые живут в нашем районе. 2) Значение простейших. Болезни дальневосточников. Литература: 1) Электронный ресурс ФИЗИКОН. Открытая биология. Версия ) Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни: Пособие для учащихся. М.: Просвещение, ) Энциклопедия для детей: Биология. М.: «Аванта+», ) Открытые уроки по биологии. 7-9 классы/ Авт.-сост. В.В.Балабанова, Т. А. Максимцева. – Волгоград: Учитель, 2003.
Литература: 1) Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни: Пособие для учащихся. М.: Просвещение, ) Энциклопедия для детей: Биология. М.: «Аванта+», ) Открытые уроки по биологии. 7-9 классы/ Авт.-сост. В.В.Балабанова, Т. А. Максимцева. – Волгоград: Учитель, 2003.