РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ Министерство образования Калининградской области Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации специалистов) «Институт развития образования» Организация мониторинга инклюзивного процесса Ведущий лектор Ларина Александра Борисовна 2014 г.
Т ЕМА : О РГАНИЗАЦИЯ МОНИТОРИНГА ИНКЛЮЗИВНОГО ПРОЦЕССА Меню лекции 1.1. Определение мониторинга Решение организационных вопросов Разработка проекта мониторинга.
1. О ПРЕДЕЛЕНИЕ МОНИТОРИНГА 1. Мониторинг в образовании это система сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или отдельных ее элементах, ориентированная на информационное обеспечение управления, которая позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени и может обеспечить прогноз его развития.
1. О ПРЕДЕЛЕНИЕ МОНИТОРИНГА Направлен на получение информации о качестве осуществляемой деятельности (эффективности реализуемого процесса. Постоянен. Процедура, воспроизводимая раз за разом без изменений. Не ограничен по времени. Стабилен. Не предполагает манипулирования условиями и показателями. Мониторинговое исследование должно быть функционально, через систему динамических показателей, объективно представлять развивающиеся тенденции. Особенностью мониторинга является определение целевых установок исследования через фиксацию состояния системы, выявление потенциальных рисков и актуальных проблем.
1. О ПРЕДЕЛЕНИЕ МОНИТОРИНГА М ониторинг является комплексной технологией, объединяющей в себе ряд последовательных деятельностей, ориентированных на; анализ проблематики, оформление предмета мониторинга, работу с экспертами, разработку параметров исследования, составление программы, реализацию организационной модели, обработку полученных данных, анализ и интерпретацию полученных результатов. Крайне важно, чтобы данные мониторинга стали обсуждаемой и проектной информацией, а сам мониторинг заканчивался реализацией мероприятий, нацеленных на внедрение результатов исследования в практику образования.
О ПРЕДЕЛЕНИЕ МОНИТОРИНГА информации об актуальных и потенциальных социальных барьерах; естественных ограничениях инклюзивного образования, о факторах, тормозящих или стимулирующих процесс его внедрения; основных социальных параметров процесса внедрения инклюзивного образования для дальнейшей фиксации изменений и осуществления корректирующих воздействий (корректировки рисков и основных действий, предупреждения ошибок).
2. Р ЕШЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ВОПРОСОВ. Этапы мониторинга I. Подготовительный 1. Уточнение потребности в информации, работа с заказом. 2. Формирование плана исследования. 3. Формулирование проблемы, определение объекта и предмета исследования, постановка целей и задач мониторингового обследования. 4. Создание модели мониторинга.
2. Р ЕШЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ВОПРОСОВ. Этапы мониторинга I. Подготовительный 5. Обоснование выборки и деление ее на определенные группы. 6. Разработка и научное обоснование параметров и индикаторов. 7. Подбор метода и разработка инструмента. 8. Разработка процедуры проведения мониторинга. 9. Создание методики для сбора и обработки данных мониторинга. 10. Согласование сроков и графиков работ по каждому этапу проведения мониторинга.
2. Р ЕШЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ВОПРОСОВ. Этапы мониторинга II. Пилотное исследование 1. Проведение пилотного исследования на небольшой выборке. 2. Обработка и анализ данных. 3. Необходимая корректировка содержания анкет, методик и инструкции.
2. Р ЕШЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ВОПРОСОВ. Этапы мониторинга II. Пилотное исследование 1. Проведение пилотного исследования на небольшой выборке. 2. Обработка и анализ данных. 3. Необходимая корректировка содержания анкет, методик и инструкции.
2. Р ЕШЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ВОПРОСОВ. Этапы мониторинга III. Полевая стадия исследования 1. Проведение мониторинга на всех группах выборки. 2. Сбор первичной эмпирической информации по всем выделенным группам выборки.
2. Р ЕШЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ВОПРОСОВ. Этапы мониторинга IV. Обработка и анализ информации 1. Обработка оперативных данных. 2. Анализ независимыми экспертами полученных результатов. 3. Обсуждение полученных результатов. 4. Создание аналитического отчета по результатам мониторинга. V. Составление рекомендаций.
2. Р ЕШЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ВОПРОСОВ. Этапы мониторинга IV. Обработка и анализ информации 1. Обработка оперативных данных. 2. Анализ независимыми экспертами полученных результатов. 3. Обсуждение полученных результатов. 4. Создание аналитического отчета по результатам мониторинга. V. Составление рекомендаций.
К АКУЮ НУЖНО ПОЛУЧИТЬ ИНФОРМАЦИЮ ?
Сколько обучающихся с ОВЗ в школе (в предшколе, дошкольных учреждениях); какие категории детей «включены» в инклюзивный процесс в образовательных учреждениях; каковы образовательные и социальные потребности детей, включенных в инклюзивное пространство учреждения, характер и форма инклюзии; как осуществляется инклюзия в урочной и внеурочной деятельности; какие условия созданы для детей с ОВЗ,;
К АКУЮ НУЖНО ПОЛУЧИТЬ ИНФОРМАЦИЮ ? какова методическая обеспеченность образовательного учреждения; какова степень готовности педагогов к реализации инклюзивного подхода; какие отношения складываются у всех участников инклюзивного образовательного процесса, на каких ценностных принципах они формируются; каково отношение учителей, родителей и педагогов к процессу внедрения инклюзии в образование, уровень осведомленности о принципах инклюзии, уровень принятия.
А НАЛИЗ ГОТОВНОСТИ ОО Риски Готовность Оценить действие системы можно через 3 года Включено направление деятельности в программу развития Необходимо: -оплачивать работу специалистов, - программное обеспечение Финансовое кадровое материально-техническое обеспечение Предоставление информации для внутреннего и внешнего использования Заинтересованность ОО выявлять и представлять пути решения проблем Изменение нормативной базы Локальные акты учреждения
ОПТИМИЗАЦИЯ ЧТО и ЗАЧЕМ (какая информация необходима) ДЛЯ КОГО КТО (кем она собирается и анализируется) КОГДА (в какой период)
О БЪЕКТ – ИНКЛЮЗИВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА Параметры ПоказателиМетодики Управление Наличие координатора Статистическая обработка Контингент Количество детей по группам, состояние здоровья Наблюдение, анализ данных диагностик, статистическая обработка АООП Условия Локальные акты, Финансовые, материально- технические, кадровые Анализ соответствия Образовательные запросы Количество выборов Опрос Социальное партнерство Количество и направления деятельности Статистическая обработка Сетевое взаимодействие Количество Статистическая обработка
3. Р АЗРАБОТКА ПРОЕКТА МОНИТОРИНГА. 1. Формулировка задания 2. Определение потребителей 3. Цели, задачи, объект, предмет 4. Выборка, методы, инструментарий 5. Планирование процедур (сроки) 6. Анализ результатов 7. Оформление и распространение информации
Л ИТЕРАТУРА Портал психологических изданий PsyJournals.ru ull.shtml [О мониторинге инклюзивного процесса в образовании - Инклюзивное образование: методология, практика, технологии]. ull.shtml Деятельность руководителя образовательной организации при включении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в образовательное пространство / С.В.Алхина и др. М.: ГБОУ ВПО МГПУ, – 148 с./