Развитие мозга и познавательное развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста д.б.н., профессор, академик РАО М.М.Безруких г. Сочи октября 2014 г. Федеральное государственное научное учреждение «Институт возрастной физиологии» Российской академии образования
«Ребенок дошкольного возраста по своим особенностям способен к тому, чтобы начать какой-то новый цикл обучения, недоступный для него до этого. Он способен это обучение проходить по какой-то программе, но вместе с тем, саму программу он по природе своей, по своим интересам, по уровню своего мышления может усвоить в меру того, в меру чего она является его собственной программой». Л.С. Выготский
«Только то обучение в детском возрасте хорошо, которое забегает вперед развития и ведет развитие за собой. Но обучать ребенка возможно только тому, чему он уже способен обучаться». Л. С. Выготский
Социальная ситуация развития современного дошкольника Домашнее воспитание; Сверхраннее образование; Ограниченные контакты со сверстниками. Широкое использование технических средств в процессе воспитания и обучения; Замена общения со взрослыми техническими средствами; Исчезновение игры как ведущего вида деятельности; Неадекватные требования взрослых (родителей, воспитателей, педагогов).
Мифы развития современного дошкольника Миф 1 – Необходимо начинать обучение как можно раньше (до 3-х лет), т.к. «окно развития мозга» закрывается в 4-6 лет. Миф 2 – Современные дошкольники больше знают, умнее своих сверстников летней давности;
Возрастные изменения нейронной организации сенсомоторной коры: в 3 года в 8 лет
Возрастные изменения ансамблевой организации нейронных группировок во фронтальной ассоциативной коре (поле 10): в 6 лет в 19 лет
Развитие речи Фонетико-фонематическое восприятие Произвольная организация и регуляция деятельности Внимание (избирательное внимание) Восприятие (дифференцированное, помехоустойчивость, константность) Зрительно-пространственное восприятие Зрительная память, зрительный контроль и коррекция Рабочая память Зрительно-моторные координации Фиксация позы (тоническое напряжение) Координация движений пальцев, кисти, руки Нервно-мышечная интеграция Звуко-буквенный анализ (перевод фонемы в графему) Развитие речи Фонетико-фонематическое восприятие Произвольная организация и регуляция деятельности Внимание (избирательное внимание) Восприятие (дифференцированное, помехоустойчивость, константность) Зрительно-пространственное восприятие Зрительная память, зрительный контроль и коррекция Рабочая память Координация и регуляция артикуляционных движений Перевод графемы в фонему Последовательное «слияние» фонем (звуков) Семантический анализ слова ПИСЬМО ЧТЕНИЕ Т дв Тп Тп Тп Тп Электроокулограмма движений глаз при чтении Механограмма движения руки при письме Психофизиологическая структура сложных когнитивных процессов (письма и чтения)
Этапы развития внимания в дошкольном и младшем школьном возрасте Возраст Проявление внимания Мозговое обеспечение Первое полугодие Ориентировочная реакция, открытое внимание [overt attention] Ретикулярная формация ствола. Зрительное двухолмие С 3 до 6 месяцев Появление скрытого внимания [covert attention]. Появление билатеральных установочных движений глаз Задняя ассоциативная кора Второе полугодие Формирование способности удерживать внимание к эмоциональнозначимому стимулу по инструкции взрослого. Лимбическая структура От 1 года до 3 лет Способность к организации устойчивого внимания по речевой инструкции взрослого, поддерживается эмоциональной привлекательностью. Неустойчивый характер внимания Лимбико- кортикальная система С 3 до 6 лет Увеличение количества выделяемых признаков, увеличение объема внимания Таламопариентальн ая система 6 – 8 лет Формирование механизмов произвольного избирательного внимания, вытеснение эмоционального непроизвольного внимания – произвольным когнитивным Фронтоталамическа я система
N90P130N P N90P130N P N90P130N P diffusechecksface checks face O TPO P O P ** ** * * * checks diffuse face N90P130N P N90P130N P N90P130N P O TPO P diffusechecks * * * * 500 ms 3-4 years 6-7 years ВП новорожденного Становление системы зрительного восприятия в онтогенезе (Д.А. Фарбер, Т.Г. Бетелева, )
Познавательное развитие детей, поступающих в 1 класс ( г. ) 1- организация деятельности 2- речь 3- моторика 4- зрительно- пространственное восприятие 5- интегративные функции Количество детей (в %), имеющих возрастную несформированность школьно значимых функций
Познавательное (когнитивное) развитие детей, поступающих в 1 класс (2009 – 2010 гг.) Показатели когнитивного развития Кол-во детей с несформированной функцией, % Организация деятельности 60 Общий запас сведений и знаний, способность к анализу, синтезу, классификации Внимание Память Речьдо 60 Моторное развитие, в т.ч. мелкой моторики Зрительное восприятие, зрительная память Зрительно-пространственное восприятие Зрительно-моторные интеграции 30-35
Показатели развития детей 6-7 лет. (популяционный срез, n= ) гг Количество детей, % показатели
C1 C2 Временная структура письма
Движения глаз в процессе чтения (хорошо читающий)
Движения глаз в процессе чтения (плохо читающий)
«Дайте разумное содержание жизни детей дошкольного возраста, и они у вас не будут ни тупыми, ни вялыми, ни рассеянными, ни скучающими, ни ленивыми, ни безнравственными…… Но что значит дать разумное содержание жизни ребенка дошкольного возраста? Это означает умение подыскать…материал, пригодный для разнообразных занятий ребенка, для его игр, упражнений и усовершенствования органов внешних чувств, а также для развития его наблюдательности над окружающей жизнью и природой. Этот материал должен быть доступен для его ума и сердца и должен укреплять его здоровье». Е.Н. Водовозова
Спасибо за внимание! Институт возрастной физиологии РАО г.Москва, ул. Погодинская д.8 корп.2 Тел/факс: (499)