Учебная ситуация как способ реализации деятельностного подхода © Зайцева Наталия Владимировна, старший преподаватель кафедры начального образования ГОАУ ЯО ИРО
Проблемы… Недостаточная подготовленность учителя к созданию и использованию на уроке/занятии учебной ситуации, к способам перевода учебной задачи в учебную ситуацию.
Попробовать уйти от традиционного… Особенность ФГОС НОО - деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Уход от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков.
Учебная деятельность носит произвольный, обязательный и результативный характер.
Учебная деятельность - это деятельность, которая возникает только в школьном возрасте, но полностью формируется не всегда и не у всех детей.
Что такое учебная деятельность? Парадокс учебной деятельности состоит в том, что, усваивая знания, ребенок сам ничего в этих знаниях не меняет.
Учебная деятельность есть такая деятельность, которая поворачивает ребенка на самого себя, требует рефлексии, оценки того, "чем я был" и "чем я стал". Процесс собственного изменения выделяется для самого субъекта как новый предмет. В.В. Давыдов
Учебная деятельность имеет внешнюю структуру, состоящую из: 1)мотивации, 2)учебных задач в определенных ситуациях в различной форме заданий, 3) учебных действий, 4) контроля, переходящего в самоконтроль, 5)оценки, переходящей в самооценку.
Характеристика учебной деятельности 1. Учебная задача 2. Учебное действие 3. Контроль 4.Оценка
Учебная деятельность должна быть представлена как система учебных задач Классификация учебных задач, предложенная И.М. Фейгенбергом Например, задачи: с недостаточностью исходных данных, с неопределенностью в постановке вопроса, с избыточными или ненужными для решения исходными данными, с противоречивыми сведениями в условии, требующие использования предметов в необычной для них функции.
Учебная задача Задача – это цель, данная в определенных условиях. А.Н. Леонтьев
Учебная задача Задача возникает как следствие проблемной ситуации в результате ее анализа.
Учебная задача дается в определенной учебной ситуации Учебная ситуация может быть: - конфликтной (межличностная конфликтная ситуация препятствует обучению) и сотруднической, -а по содержанию – проблемной либо нейтральной.
Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают.
Цель учебной ситуации на уроке Построение такой среды, которая бы позволила ученикам творчески реализовать себя и получить собственную продукцию определенного качества.
Временная продолжительность учебной ситуации Учебная ситуация может занимать –часть урока, –урок, –либо несколько уроков. Учитель может создать несколько учебных ситуаций на одном учебном занятии с учениками.
Проектируя учебную ситуацию необходимо учитывать – возраст ребенка – специфику учебного предмета – меры сформированности исполнительских или ориентировочных действий обучающихся
Создание учебной ситуации предполагает: наличие у детей познавательного мотива и конкретной учебной цели; выполнение учениками определенных действий для приобретения недостающих знаний; выявление и освоение обучающимися способа действия; формирование у школьников умения контролировать свои действия; включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.
Проблема Недостаточная методическая проработанность проблемы создания на уроке учебной ситуации, способов перевода учебной задачи в учебную ситуацию. Решение –Учителю необходимо знать, что такое учебная ситуация. –При подготовке урока/занятия не только продумать содержание учебной задачи, но и ее «аранжировку» – поставить эту задачу в такие условия, чтобы они толкали, провоцировали детей на активное действие, создавали мотивацию учения, причем не вы-нуждения, а по-буждения.
Современная формула подготовки урока в условиях работы по ФГОС НОО: Определение и анализ планируемых образовательных результатов. Формулировка цели занятия Отбор видов учебной деятельности. Конструирование учебных ситуаций Отбор средств обучения
Зайцева Наталия Владимировна тел. (4852) 21 – 85 – 85 Кафедра начального образования ГОАУ ЯО «Институт развития образования» Благодарю за внимание! Успехов в реализации ФГОС НОО!