Основные характеристики организации. 1. Параметры организации. 2. Миссия организации. 3. Цели организации. 4. Сложность как характеристика организации.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема 5.1. Организационные структуры. Преимущества децентрализации развиваются профессиональные навыки руководителей, полномочия которых и ответственность.
Advertisements

Тема 6 План Видение организации Определение миссии организации Определение целей в стратегическом управлении Эффективность целей Дерево целей.
Тема 1 Сущность менеджмента как процесса и науки.
Функция организации находит свое выражение в форме организационной структуры компании. Организационная структура компании – система управления, описанная.
Стратегическое планирование Тема 8. План Сущность стратегического планирования Сущность стратегического планирования Процесс стратегического планирования.
Организационные структуры управления. Организационная структура Установление норм, правил и процедур Рациональность организационной структуры Право принятия.
Управление организационной структурой банка Курс «Банковский менеджмент» к.э.н., доц. Соколова Е.М.
2. Система и инструменты внутреннего маркетинга ВНУТРЕННИЙ МАРКЕТИНГ.
Организационно-управленческая структура. Классификация организационно-управленческих структур Иванова Екатерина гр.Г-214.
Миссия и цели организации Тема 3. План Формирование видения Формирование видения Определение сферы и миссии бизнеса Определение сферы и миссии бизнеса.
Кадровая политика и стратегия управления персоналом Основы управления персоналом Лекция 9.
Организация маркетинговой деятельности. Организация маркетинговой деятельности включает в свой состав: - построение (совершенствование) организационной.
Маркетинговый подход к управлению персоналом в российских компаниях Содержание Содержание I. Предпосылки развития инновационных подходов к управлению персоналом.
Менеджмент как наука управления стремится найти и разработать средства и методы, которые способствовали бы наиболее эффективному достижению целей организации,
Предмет и задачи информационного менеджмента Тема 2.
Анализ ресурсов организации. Компоненты внутреннего анализа ресурсов организации (ресурсы и организация корпорации, финансирование, производство, персонал).
Маркетинговый подход в менеджменте Маркетинг Маркетинг - метод регулирования взаимоотношений внешней среды организации с возможностями самой организации,
Лекция 4. Исследование систем управления Черная И.П. д. э. н., доцент.
Макарова Е.А. 1 Организационный менеджмент. Макарова Е.А.2 Тема 7. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ Сущность и общая характеристика организационных структур.
Транксрипт:

Основные характеристики организации

1. Параметры организации. 2. Миссия организации. 3. Цели организации. 4. Сложность как характеристика организации. 5. Формализация. 6. Соотношение «централизация / децентрализация». План лекции

Виды параметров организации: 1. Структурные – служат средством описания внутренних характеристик организации, служат основой для сравнения организаций между собой. 2. Контекстуальные – характеризуют организацию в целом, описывают ее основную идею. Параметры организации

Рисунок 1 – Взаимодействие контекстуальных и структурных параметров организации Структура 1.формализация; 2.специализация; 3. иерархия власти; 4.централизация; 5.профессионализм; 6. структура штатов Внешняя среда Цели и стратегия Размер Технология Культура Организация Параметры организации

Структурные параметры: 1. Формализованность – насколько в организации велик уровень письменной документации; 2. Специализация – степень, в которой решение задач организации распределяется между отдельными работниками; 3. Иерархия власти – подотчетность и сфера контроля каждого менеджера; 4 Централизация – уровень принятия решения в организации. Если решения принимаются только на верхнем уровне, то организация централизованная, если право решения делегируется нижестоящим уровням – то децентрализованная; 5. Профессионализм – степень формального образования и обученности работников; 6. Структура штата – распределение сотрудников по функциям и подразделениям организации.. Параметры организации

Контекстуальные параметры: 1. Размер – количество сотрудников, объем продаж, общая стоимость имущества; 2. Организационная технология – инструменты, методы и действия, используемые для преобразования ресурсов на входе в ресурсы на выходе; 3. Окружающая среда – все, что находится за пределами организации; 4. Цели и стратегия – определяют направление и приемы конкурентной борьбы, отличающие ее от других организаций; 5. Организационная культура – базовый набор ключевых ценностей, убеждений, суждений и норм, разделяемых работниками. Показатели эффективности использования трудовых ресурсов

Рисунок 2 – Сравнительные характеристики организаций Параметры организации

Понимания миссии: 1. Широкое понимание - констатация философии и предназначения, смысла существования организации. 2. Узкое понимание - сформулированное утверждение относительно того, для чего или по какой причине существует организация. Миссия организации

Группы людей, влияющие на деятельность организации 1. Собственники; 2. Сотрудники; 3. Покупатели; 4. Деловые партнеры; 5. Местное сообщество; 6. Общество в целом. Миссия организации

Факторы формирования миссии: 1. История фирмы; 2. Стиль поведения собственников и управленческого персонала; 3. Состояние среды обитания; 4. Ресурсы; 5. Отличительные особенности. Миссия организации

Содержание миссии: 1. Целевые ориентиры – отражают то, на решение каких задач направлена деятельность организации, и то, к чему стремится организация в своей деятельности в долгосрочной перспективе; 2. Сфера деятельности – отражает то, какой продукт организация предлагает покупателям, и то, на каком рынке она осуществляет реализацию своего продукта; 3. Философия – находит проявление в тех ценностях и верованиях, которые приняты в организации; 4. Возможности и способы осуществления деятельности – отражают отличительные возможности организации для выживания в долгосрочной перспективе; 5. Имидж – образ организации, формируемый в представлении субъектов внешней среды. Миссия организации

Назначение миссии: 1. Формирование представления о том, что собой представляет организация; 2. Формирование единения внутри организации и создание корпоративного духа; 3. Возможность для более действенного управления организацией. Требования к содержанию миссии: 1. Содержит основные направления движения организации; 2. Ясность формулировки; 3. Исключение возможности различного толкования; простор для творческого и гибкого развития организации. Миссия организации

Цели - это конкретное состояние отдельных характеристик организации, достижение которых является для нее желательным и на достижение которых направлена ее деятельность. Классификация целей: 1. По срокам – долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные; 2. По сфере формирования – цели в сфере доходов организации, работы с клиентами, потребностей и благосостояния сотрудников, социальной ответственности; Цели организации

Классификация целей (продолжение): 3. По иерархии – цели более высокого и более низкого уровня; 4. По соотношению темпов изменения объема продаж и прибыли организации и отрасли в целом – цели быстрого роста, стабильного роста и сокращения. Цели организации

Направления формирования целей: - прибыльность; - положение на рынке; - производительность; - финансовые ресурсы; - мощности организации; - разработка, производство продукта и обновление технологии; - изменения в организации и управлении; - человеческие ресурсы; - работа с покупателями; - оказание помощи обществу. Цели организации

Требования к установлению целей: 1. Достижимость; 2. Гибкость; 3. Измеримость; 4. Конкретность; 5. Совместимость; 6. Приемлемость. Цели организации

Подходы к установлению целей: 1. централизованный; 2. децентрализованный; 3. смешанный. При децентрализованном подходе возможно 2 схемы установления целей: сверху вниз и снизу вверх. Фазы выработки целей: 1. Выявление и анализ тенденций окружения; 2. Установление целей для организации в целом; 3. Построение иерархии целей; 4. Установление индивидуальных целей. Цели организации

Сложность включает в себя: 1. Разделение труда: - функциональное; - технологическое, - профессиональное, - квалификационное; - горизонтальное и вертикальное; - географическое. 2. Охват контролем – число подчиненных, которые отчитываются перед одним руководителем. - масштаб работ; - глубина работ; - частота и тип взаимосвязей между руководителем и подчиненными. Сложность как характеристика организации

Определение количества потенциальных контактов руководителя с подчиненными где n – количество работников, подчиненных руководителю. Факторы, влияющие на частоту и тип взаимосвязей между руководителем и подчиненными: - требуемый контакт; - уровень образования и подготовленность подчиненных; - способность к общению. Сложность как характеристика организации

3. Департаментализация – с учетом рационального охвата контролем и обеспечения выполнения всех функций организация может быть разделена на соответствующие структурные блоки (службы, отделы, департаменты). Д. бывает: - функциональная – группирование работников в соответствии с выполняемыми функциями; - территориальная – создание групп людей на базе определенной территории; - производственная – осуществляется при группировании деятельности и персонала на базе продукции; - проектная – деятельность и персонал сосредоточены в подразделении на время реализации проекта; - смешанная – используется при необходимости одновременного использования различных принципов группировки персонала. Сложность как характеристика организации

Формальная организация – это предварительно спланированная структура полномочий и функций, которая устанавливается на основе сложившегося взаимодействия между компонентами организации. Неформальная организация (причины) – удовлетворение потребности: - в социальной принадлежности; - в общении; - в защите; - в поддержке. Основная характеристика формальной организации – степень стандартизации трудовых функций. Формализация

Факторы: - шаблонная работа; - степень бюрократизации. Характеристики бюрократии: 1. иерархическая командная цепочка; 2. специализация должностных обязанностей; 3. единые нормы и правила; 4. стандартизированные операции на каждом участке работы; 5. профессиональная карьера; 6. безличностные отношения. Формализация

С точки зрения уровня централизации возможно выделение нескольких типов организационных структур: 1) пирамидальная (иерархическая) – построена по принципу «команда-контроль». Характеристики: - административная дистанция – количество уровней управления между руководителем и исполнителем; - диапазон управления – количество элементов организации, принимающих решения на одном уровне управления; 2) плоская – построена по принципу «команды» на основе максимальной децентрализации. Соотношение «централизация-децентрализация»

Рисунок 6 – Типы организационных структур Соотношение «централизация / децентрализация»

Таблица 1 – Сравнительная характеристика пирамидальной и плоской моделей управления Преимущества Недостатки Пирами- дальная - единое руководство; - простота целевого управления - дороговизна (много уровней управления); - медленная адаптация к переменам; - медленное реагирование на изменение внешней среды; - ограничение творчества, инициативы Плоская - развитие профессиональных навыков руководителей; - атмосфера конкуренции; - повышение автономности в принятии решений в отдельных подразделениях - усложнение контроля; - усложнение целевого управления Соотношение «централизация / децентрализация»

Рисунок 7 – Модель «мяч-колокол» Соотношение «централизация / децентрализация»

Факторы, влияющие на соотношение централизации / децентрализации: - размер организации; - технологии; - внешняя среда; - стратегический выбор. Делегирование полномочий – ключевой инструмент эффективного осуществления процессов децентрализации. Причины: 1. Необходимость высвободить силы и время руководителя; 2. Чрезмерная занятость руководителя не позволяет ему лично заниматься проблемой; 3. Подчиненный может сделать работу лучше, чем руководитель. Соотношение «централизация / децентрализация»

Принципы делегирования: 1) передача полномочий в соответствии с ожидаемым результатом; 2) передача полномочий должна осуществляться по линиям управления; 3) каждый руководитель принимает решения в пределах своих полномочий; 4) высшее должностное лицо продолжает нести ответственность за действия подчиненного. Соотношение «централизация / децентрализация»

Формы горизонтальных связей: - использование прямых контактов; - установление взаимосвязи между подразделениями; - создание временных целевых групп; - создание постоянно действующей группы; - установление двойной ответственности. Соотношение «централизация / децентрализация»

Прямой контакт – наиболее простая и наименее дорогостоящая форма связи, на основе которой практикуются и другие формы связей: ротация, телекоммуникации, документооборот. Целевые группы – форма горизонтального контакта для решения общих проблем подразделений разного профиля. Набирается из специалистов всех подразделений и носит временный характер. Команды – группы на относительно постоянной основе для решения наиболее часто возникающих проблем. Соотношение «централизация / децентрализация»

Условия использования двойного метода управления: 1. Наличие системы и высокий уровень мотивации работников; 2. Назначение линейных руководителей для работы в группе; 3. Наличие необходимой информации; 4. Наличие полномочий; 5. Влияние, основанное на знании и информации; 6. Сочетание горизонтального и вертикального процессов управления; 7. Практика решений конфликтных ситуаций; 8. Руководство. Соотношение «централизация / децентрализация»

Жизненный цикл организации – это период, в течение которого организация проходит такие стадии своего функционирования, как создание, рост, зрелость и упадок. Жизненный цикл продукции - это временной интервал, который включает время создания, продолжительность выпуска и время эксплуатации изделия потребителем. Жизненный цикл организации

Рисунок 8 – Варианты жизненных циклов организации Жизненный цикл организации

Рисунок 9 – Взаимосвязь жизненного цикла и основных экономических показателей организации Жизненный цикл организации

Таблица 2 - Модель жизненного цикла Адизеса Стадии ХарактеристикаСложности Выхаживание – зарождение организации Обсуждение идеи нового бизнеса и принятие решения о его создании Высокий уровень риска, необходимость финансовой поддержки и спроса на новый продукт Младенчество – начало деятельности компании Нечеткая структура, небольшой бюджет, отсутствие отлаженных бизнес-процессов, отсутствие системы приема на работу и контроля Необходимость постоянного притока денежных средств и преданности основателя идее «Давай-давай» (Go-go) – стадия быстрого роста Преодоление нехватки денежных средств, бизнес-идея начинает приносить прибыль, организация работает «в пожарном режиме», чтобы удовлетворить возникающие потребности рынка Преодоление желания «объять необъятное» Жизненный цикл организации

Продолжение таблицы 2 Стадии ХарактеристикаСложности Юность – период духовного перерождения организации Формирование структуры, стиля работы, организационной культуры, основных бизнес- процессов. Акцент меняется с развития любой ценой на повышение качества работы Конфликт между потребностью самореализации творческих личностей и необходимостью технологичной организации бизнес-процессов Расцвет – оптимальная точка кривой жизненного цикла Организация достигает баланса между самоконтролем и гибкостью; создается сеть «младенческих» организаций Если организация не вносит изменения в свою деятельность (новые работники, технологии, продукты), то переходит в стадию стабилизации Стабилизация – первая стадия старения Более значимую роль начинает играть административно- управленческий персонал; роль людей, непосредственно работающих с клиентами, становится второстепенной. Сокращается число инноваций Внутренняя бесконфликтность и согласованность ценятся выше эффективной работы. Истощается дух творчества, что влияет на способность организации удовлетворять требования потребителей. Жизненный цикл организации

Продолжение таблицы 2 Стадии ХарактеристикаСложности Аристократизм – усиление роли традиций и формализма в отношениях Избыток денежных средств, которые все чаще вкладываются в поддержание существующего порядка, а не в создание нового. Дальнейшее усиление роли АУП. Приобретение других фирм с целью повысить «предприимчивость», повышение цен на продукцию при прежнем качестве Снижение гибкости, качества продукции, отрицание реально существующих проблем, ослабление роли профессионалов Ранняя бюрократизация - Потребности клиента становятся еще менее значимыми. Дальнейший отказ от ориентации на результат Поиск виноватых в возникающих проблемах, борьба за выживание не организации, а тех, кто в ней работает, частые конфликты и управленческая паранойя Бюрократизация и смерть Дальнейшее усиление бюрократии, уход клиентов, бессмысленный контроль Жизненный цикл организации

Группы организаций в соответствии со стадией жизненного цикла: 1. Статические; 2. Динамические. Группы организаций с позиции отношения к будущему: 1. Статичные; 2. Динамичные; 3. Инновационные. Жизненный цикл организации