Дроздова О.Е., зам. директора Института филологии и иностранных языков МПГУ, зав. кафедрой общего и прикладного языкознания к.пед.н. Лингвистические исследования российских и зарубежных школьников и другие виды работы в рамках международной конференции «Языкознание для всех»
Этапы развития конференции 1997 г. – внутришкольный уровень 2002 г. – городской уровень 2005 г. – появление межрегиональной и международной части конференции 2007 г. – проведение конференции по эгидой РОПРЯЛ 2011 г. – проведение конференции в рамках проекта фонда «Русский мир»
Семинары «Лингвистический компонент обучения и исследовательская деятельность школьников» За период гг. при поддержке Фонда «Русский мир». такие семинары были проведены в Белоруссии, Молдавии, Латвии, Украине, Болгарии, Литве, Словакии, Финляндии и Казахстане. Постоянными участниками конференции являются Белоруссия, Молдавия и Приднестровье, Латвия, Азербайджан, Казахстан. В течение нескольких лет успешными участниками конференции становились школьники из Севастополя и Луганской области Украины.
Курс «Основы языкознания для школьников» Задания творческого характера – подготовка к исследованиям. Типы заданий: 1) задания игрового характера, 2) самодостаточные лингвистические задачи, 3) задания, требующие проведения небольшого исследования, 4) сочинение-рассуждение на лингвистическую тему с элементами исследования.
Подготовка к исследованиям: наблюдение, опрос Составьте список слов из профессиональных жаргонов, разделив их на группы соответственно профессиям. Для выполнения этого задания проведите опрос родителей и знакомых и узнайте у них, какие жаргонизмы принято использовать в их профессии
Методические особенности конференции: 1) ежегодное изменение общей темы («Язык и история», «Язык и политика», «Язык в диалоге культур»…), 1) информирование на предыдущей конференции о круге вопросов для исследования к следующей конференции, 2) показ на открытии каждой следующей конференции фильма о предыдущей, 3) разнообразие форм работы на конференции (кроме выступлений с докладами)
Тематика конференций разных лет 2002 г. – «Язык средств массовой информации» 2003 г. – «Язык и юмор» 2004 г. – «Язык и политика» 2005 г. – «Язык и история» 2006 г. – «Языковые контакты» 2007 г. – «Лингвистика на стыке наук» 2008 г. – «Языковой вкус эпохи» 2009 г. – «Язык и норма» 2010 г. – «Язык в диалоге культур» 2011 г. – «Образование в зеркале языка» 2012 г. – «Язык и профессия» 2013 г. – «Лингвистика каждого дня» 2014 г. – «Язык как инструмент познания мира» 2015 г. – «Эмоциональное и рациональное в языке и речи»
Круглые столы, тематика которых связана с главной темой конференции 2010 г. Общая тема – «Язык в диалоге культур» Круглые столы для школьников 1) Языковая картина мира. Ведущие: д.филол.н., д.пед.н., проф Прохоров Ю.Е. (Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина); д.филол.н., проф. Шмелев А.Д. (Ин-т русского языка им. В.В. Виноградова РАН) 2) Коммуникативные неудачи в межкультурном общении. Ведущие: д.филол.н., проф. Гудков Д.Б. (МГУ им. М.В. Ломоносова), д.филол.н., проф. Мамонтов А.С. (Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина) 3) Языковые стереотипы, связанные с представлениями о разных народах. Ведущие: к.филол.н. Шмелева Е.Я. (Ин-т рус. языка им. В.В. Виноградова РАН); к.филол.н., доц. Милославская С.К. (Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина) 4) Проблемы перевода: лакуны, безэквивалентная лексика. Ведущие: д.филол.н., проф. Базылев В.Н. (Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина), к.филол.н., проф. Марковина И.Ю. (Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова) Круглый стол для учителей «Лингвистический компонент в разных областях школьного обучения и исследовательская работа школьников в рамках темы 2011 г. «Образование в зеркале языка». Ведущие: к.пед.н. Дроздова О.Е., к.пед.н. Абрамова С.В.
Мини-проекты самые для самых активных участников дискуссий на круглых столах: «Языковой портрет слова» «Составьте «языковой портрет слова» (надо вытянуть карточку с одним из слов: мастер, яблоко, язык). Самостоятельно выберите форму презентации (научный доклад, спор двух ученых-лингвистов, журналистское расследование, сказка- шутка и т.п.) «Разговор в песочнице» «Сконструируйте «детский» разговор с ошибками на тему «В гостях» («В зоопарке», «У врача») и дайте его научный анализ».
Общая викторина или игра в первый день конференции Примеры викторин: «Язык и норма», «Язык в диалоге культур» Лингвориторическая игра «Выборы президента»
Ведущие круглых столов в разные годы: академик РАО В.Г. Костомаров - Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина; д.пед.н, д.филол.н., проф. Ю.Е. Прохоров – Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина; д.филол.н., проф. Д.Б. Гудков – МГУ им. М.В. Ломоносова; д.филол.н., проф. М.Ю. Сидорова – МГУ им. М.В. Ломоносова; д.филол.н, проф. Шмелев А.Д. - Ин-т рус. языка им. В.В. Виноградова РАН и другие
Критерии оценки докладов 1. Постановка цели и задач, логика изложения, наличие самостоятельных исследований, творческий подход в решении задач (до 25 баллов) 2. Мастерство презентации (культура речи, наглядность, иллюстративность…) (до 15 баллов) 3. Ответы на вопросы аудитории, если они были (до 10 баллов) 4. Оформление письменного варианта доклада (до 10 баллов) Максимальное итоговое количество баллов - 60
Методы языковедческой учебно- исследовательской работы 1. Метод самонаблюдения (интроспекция) – обращение исследователя к собственному языковому опыту(субъективность). 2. Метод наблюдения- исследование письменных и устных текстов в условиях реальной коммуникации. Его продолжение – описательный метод. 3. Лингвистический анализ художественного текста. 4. Корпусной анализ Сравнительный и сравнительно-исторический анализ. 6. Лингвистический эксперимент (носителей языка ставят в какую-то смоделированную ситуацию и фиксируют их поведение). Ассоциативный эксперимент, анкетирование, интервью.
«Языкознание для всех»-2015: «Эмоциональное и рациональное в языке и речи» Соотношение эмоционального и рационального в различных функциональных стилях и жанрах речи (в публицистике, в научных статьях, в разговорной речи, в общении в социальных сетях и др.). Языковые средства изображения чувств в литературных произведениях разных эпох и культур. "Эмоционально нагруженные" сферы и ситуации общения и специфика используемых в них языковых средств. Изображение такого общения в художественных произведениях разных жанров (в том числе в кино, в юмористических передачах, в компьютерных играх и др.). Выражение чувств и мыслей средствами языка и невербальными средствами (жестами, мимикой) в различных ситуациях общения.
Направления конференции 2015 (продолжение) Проявление эмоций и их языковое выражение в публичной речи и личном общении, в устной и письменной речи. Сопоставление языковых средств выражения эмоций в разных языках, в речи мужчин и женщин, в речи старшего и младшего поколения. Способы подачи информации в разных функциональных стилях, в публичной речи и личном общении, в устной и письменной речи. Сопоставление языковых средств подачи информации в разных языках, в речи мужчин и женщин, в речи представителей старшего и младшего поколения.
Направление-проблема-тема учебно- исследовательской работы Направление исследования – объемное исследовательское пространство, которое может быть задано различными языковыми уровнями, сферами функционирования языка или разделами лингвистики Проблема -- противоречие, которое необходимо разрешить. Научный руководитель подталкивает школьника к обнаружению этих противоречий через рефлексию, путем анализа языкового материала, путем постановки проблемных задач. Проблема в изучении русского языка, которая уточнена и конкретизирована, исследование которой предложено на конкретном языковом материале, превращается в тему исследовательской работы.
Типичные недостатки формулировок темы исследования В формулировке не отражается проблема исследования (пренебрежение проблемностью часто сводит работу к реферату) Слишком «широкая» формулировка темы Нарочитое наукообразие в формулировке темы Публицистический характер формулировки
Пренебрежение проблемностью часто сводит работу к реферату Канцеляризмы в публицистике; Выразительные средства русского языка; Явление паронимии в русском языке; Сленг как самостоятельное явление в русском языке. Роль А.С.Пушкина в формировании русского литературного языка; Новый слог Карамзина и его влияние на дальнейшее развитие русского национального языка.
Нарочитое наукообразие в формулировке темы Вербализация гендерной специфики в диалогической речи мужчин и женщин; Особенности инверсии как стилистического средства для выражения авторской мысли при герменевтическом подходе; Особенности современной рекламы. Параграфемный аспект.
Другие виды нежелательных формулировок темы «Что в имени тебе моем?»; «Как слово наше отзовется»; «Нет мук сильнее муки слова». Как живешь, сленг? Компьютер: повышает грамотность или мешает ей? Английские «хулиганы» в русском языке.
Примеры направлений исследований на конференции «Языкознание для всех» Год проведения Тема конференции Направления исследований, связанных с отражением явлений культуры в языке 2003Язык и юмор Юмор как отражение в языке национальной культуры 2012 Язык и профессия Языковой портрет представителей разных профессий (врача, учителя, компьютерщика, телеведущего, политика и т.д. – обобщенный или конкретного представителя) 2013Лингвистика каждого дня Анализ языка популярных фильмов, песен; особенности домашнего общения, домашние прозвища, «семейная» лексика и фразеология
Примеры докладов школьников Основная школа Визжилина Вероника, Змеевская Дарья, 8 класс, «Отражение идеологии в наименованиях революционной эпохи ( на примере имён собственных)», гимназия 1541, г. Москва Старшая школа Леонов Артемий, 10 класс, «Типичные слова и выражения, характеризующие русских и Россию в западных СМИ и киноиндустрии», гимназия 1541 ЗАО. Писарук Влад, 11 класс, «Субъективное семантическое пространство концептов образование/ просвещение на страницах электронных русскоязычных СМИ в Молдове», лицей им. Н. Милеску-Спэтару, Кишинев, Молдова
Примеры направлений исследований на конференции «Языкознание для всех» Год проведения Тема конференции Направления исследований, стимулирующие выделение языковых аспектов в разных предметных областях 2009Язык и норма Специфика нормы в разговорной речи, в научных и учебных текстах (по разным предметам) 2010 Язык в диалоге культур Сопоставление аналогичных или контрастных явлений в выражении одних и тех же понятий в научной и наивной картине мира 2011Образование в зеркале языка Научный и научно-популярный стили языка; терминология в разных предметных областях; язык учебников (заданий, определений, упражнений) в разных предметных областях
Примеры докладов школьников Основная школа Кучинская Алина, 8 класс, «Лингвистические трудности восприятия терминологии на уроках физики (на примере учебника «Физика» 8 класс)», гимназия 22, Минск, Беларусь. Белякова Анна, 6 класс, лицей 19, г. Королев Московской обл., «Особенности формирования и функционирования спортивной терминологии в русском языке (на примере футбольной терминологии)» Кустовская Ольга, 6 класс, школа 1252 им. Сервантеса САО, «Морская терминология в речи капитана Врунгеля» Старшая школа Чопикян Артавазд, Красильникова Ольга, 10 класс, «Терминология естественных наук, входящая в школьную программу», школа 15, Севастополь, Украина. Кленицкий Дмитрий, 10 класс, Минский государственный областной лицей, Беларусь, г. Минск, «Невербальная коммуникация дирижеров и брокеров: опыт исследовательского поиска»
Примеры направлений исследований на конференции «Языкознание для всех» Год проведения Тема конференции Направления исследований, стимулирующие обращение учащихся к собственному языковому опыту (или языковому опыту близких людей) 2006 Языковые контакты Специфика общения в Интернете, общение человека с компьютером 2007 Лингвистика на стыке наук Лингвистика и психология: проблемы освоения языка детьми 2009Язык и норма Культура речи и типичные ошибки в разных сферах применения языка 2011Образование в зеркале языка Язык классики, которую изучают в школе, - что в нем непонятно современным детям; язык общения школьников, студентов (в том числе жаргоны, язык общения в интернете); лингвистический анализ комических ситуаций в образовательном процессе (смешных ошибок в письменных работах, устных ответах, речи школьников и т.д.)
Примеры докладов школьников Основная школа Ворохобина Ольга,5 класс, «Место звукоподражаний в речи участников образовательного процесса», школа 1270 ЦАО. Цебак Эдгар, 7 класс, «Анализ «смешных» речевых ошибок в школьной среде», Вентспилсская средняя школа 2, Вентспилс, Латвия. Тёпина Екатерина, 7 класс, школа 1262 ЦАО, «Pro Жесты (жесты учителей и учащихся в школьном общении)» Старшая школа Бельская Алина, 10 класс, «Понимание современными школьниками лексики классической литературы на примере произведений А. С. Пушкина», гимназия 1 им. Ф.Скорины, Минск, Беларусь.
Подача заявок на участие в Международной научно- практической конференции школьников «Языкознание для всех» Предварительная заявка – на странице сайта МПГУ до 15 декабря 2014 г. (иногородним и иностранным участникам – до 1 декабря 2014 г.), в ней указать: ФИО, класс, номер школы автора, ФИО научного руководителя, тему доклада, контактную информацию Окончательная заявка и тезисы - на этом же сайте до 20 января 2014 г. В заявке указываются: ФИО участника, класс, школа, округ (город), домашний (мобильный) телефон, , тема, цели и задачи работы, краткие тезисы доклада (до одной страницы, шрифт 14, межстрочный интервал -1), ФИО научного руководителя, его домашний (мобильный) телефон и , ФИО директора школы.
Дроздова Ольга Евгеньевна Зам. директора Института филологии и иностранных языков МПГУ, зав. кафедрой общего и прикладного языкознания к.пед.н. Спасибо за внимание!