МАОУ Каскаринская средняя школа Исследовательская работа Волшебный мир шахмат Автор проекта Автор проекта ученица 3 б класса Филиппова Надя ученица 3 б класса Филиппова Надя Руководитель проекта Руководитель проекта Южакова Т.А. Южакова Т.А.
Актуальность тематики исследования видится в использовании изученного материала для повышения своего творческого потенциала. «Шахматы могут доставить столько же радости, сколько хорошая книга и музыка. Но надо научиться играть хорошо, и тогда вы испытаете настоящую радость». «Шахматы могут доставить столько же радости, сколько хорошая книга и музыка. Но надо научиться играть хорошо, и тогда вы испытаете настоящую радость». Волшебный мир шахмат
Проблема: Проблема: Несмотря на то, что игра в шахматы развивает память, внимание, учит мыслить, воспитывает волю, стойкий характер, выдержку, настойчивость, - мои сверстники не осознают ее важного места в своей жизни. Несмотря на то, что игра в шахматы развивает память, внимание, учит мыслить, воспитывает волю, стойкий характер, выдержку, настойчивость, - мои сверстники не осознают ее важного места в своей жизни. Гипотеза: используя специальную литературу и компьютерные игры, возможно ребенку младшего школьного возраста научиться играть в шахматы. Гипотеза: используя специальную литературу и компьютерные игры, возможно ребенку младшего школьного возраста научиться играть в шахматы. Цель исследования: Изучить историю возникновения и правила игры в шахматы. Цель исследования: Изучить историю возникновения и правила игры в шахматы. Развивать интерес к теме работы среди сверстников. Развивать интерес к теме работы среди сверстников. Задачи исследования: Задачи исследования: 1. Подбор и изучение литературы. 1. Подбор и изучение литературы. 2. Обучение игре в шахматы. 2. Обучение игре в шахматы. 3. Познакомить детей своего класса с основами игры в шахматы. 3. Познакомить детей своего класса с основами игры в шахматы.
ЭТАПЫ РАБОТЫ 1 этап подготовительный: 1 этап подготовительный: Определение направления работы, изучение и оценка различных видов источников информации для работы. Определение направления работы, изучение и оценка различных видов источников информации для работы. 2 этап исследовательский: 2 этап исследовательский: Накопление и систематизация информации о шахматах, осознание ее места в своей жизни. Накопление и систематизация информации о шахматах, осознание ее места в своей жизни. 3 этап практический: 3 этап практический: Обучение игры в шахматы, подготовка презентации проекта. Обучение игры в шахматы, подготовка презентации проекта. 4 этап Защита проекта 4 этап Защита проекта 5 этап Определение путей дальнейшего развития проекта. 5 этап Определение путей дальнейшего развития проекта.
ХОД РАБОТЫ 1. Определение темы проекта сентябрь 2. Постановка целей и задач сентябрь-октябрь 3. Изучение специальной литературы, поиск других источников информации октябрь-ноябрь 4. Обучение игры в шахматы декабрь-январь 5. Подготовка презентации проекта февраль 6. Проведение практического занятия с одноклассниками март 7. Защита проекта на школьном конкурсе апрель 8. Представление проекта моим друзьям по летнему отдыху июнь
Введение. Введение. Часть 1. История возникновения игры в шахматы. Часть 1. История возникновения игры в шахматы. Часть 2. Шахматные фигуры. Часть 2. Шахматные фигуры. Часть 3. Незыблемое правило игры в шахматы. Часть 3. Незыблемое правило игры в шахматы. Часть 4. Советы для начинающих игроков. Часть 4. Советы для начинающих игроков. СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ Мир так огромен и многогранен, что детей интересует всё: люди, предметы, пространство, животные, растения, явления природы и т.д. Мир так огромен и многогранен, что детей интересует всё: люди, предметы, пространство, животные, растения, явления природы и т.д. Однажды я нашла у дедушки старые шахматы, в которые играл его отец еще в детстве. И меня заинтересовали таинственные фигуры. В моей семье никто не играет в шахматы. Я слышала, что это серьезная игра доступна только взрослым, но так хотелось узнать об этой игре больше, и, конечно, захотелось научиться играть в шахматы самой. Однажды я нашла у дедушки старые шахматы, в которые играл его отец еще в детстве. И меня заинтересовали таинственные фигуры. В моей семье никто не играет в шахматы. Я слышала, что это серьезная игра доступна только взрослым, но так хотелось узнать об этой игре больше, и, конечно, захотелось научиться играть в шахматы самой. ЧАСТЬ 1. ЧАСТЬ 1. В сети Интернет прочитала историю возникновения игры в шахматы. В сети Интернет прочитала историю возникновения игры в шахматы. Игры в шахматы возникли в первом веке нашей эры в Северной Индии. Игры в шахматы возникли в первом веке нашей эры в Северной Индии.
Есть одна очень древняя легенда, которая повествует об одном умном крестьянине. Однажды он пришел к королю и рассказал о новой игре. Игра (нынешние шахматы) очень понравилась правителю, но взамен крестьянин попросил выполнить одно условие, и тогда бы он рассказал более подробно о своей игре. Король согласился. Условие было такое: Положить на каждую клетку шахматной доски зерно с таким учетом, чтобы с каждым разом количество зерен увеличивалось в квадрате. То есть, на первую клетку 1 зерно, на вторую 2 зерна, на третью клетку 4 зерна, и так далее. Король рассмеялся и сказал, что без труда выполнит данное условие. Тогда он приказал открыть царский амбар и позвал слуг. Все начали подводить подсчеты, но поняли, что выполнить данное условие просто невозможно. Такого количества зерна нет на всей планете!! Положить на каждую клетку шахматной доски зерно с таким учетом, чтобы с каждым разом количество зерен увеличивалось в квадрате. То есть, на первую клетку 1 зерно, на вторую 2 зерна, на третью клетку 4 зерна, и так далее. Король рассмеялся и сказал, что без труда выполнит данное условие. Тогда он приказал открыть царский амбар и позвал слуг. Все начали подводить подсчеты, но поняли, что выполнить данное условие просто невозможно. Такого количества зерна нет на всей планете!! Король не выполнил своего условия, но крестьянин не расстроился, и объяснил всё досконально об игре в шахматы. В награду король отдал все запасы зерна из амбаров крестьянину, который разделил все поровну на все свое село. Именно с этой легенды и начинается история шахмат. Король не выполнил своего условия, но крестьянин не расстроился, и объяснил всё досконально об игре в шахматы. В награду король отдал все запасы зерна из амбаров крестьянину, который разделил все поровну на все свое село. Именно с этой легенды и начинается история шахмат. Шахматная игра практически является бесконечной – если бы человек со времен Адама и Евы не отходил от доски, то и в этом случае все партии до сих пор не были бы сыграны. Шахматная игра практически является бесконечной – если бы человек со времен Адама и Евы не отходил от доски, то и в этом случае все партии до сих пор не были бы сыграны.
ЧАСТЬ 2. Шахматные фигуры – главные действующие лица любой шахматной партии. В шахматах их шесть разных видов фигур. Это король, ферзь, ладья, слон, конь и пешка по два комплекта – белые и черные. В шахматы играют 2 соперника: один из них белыми фигурами, другой - черными. У каждого из игроков 16 фигур.
ФЕРЗЬ – чуть меньше короля. У него на голове небольшая круглая шапочка (корона). В начале шахматной партии ферзей каждого соперника по одному. Ходит на любое число полей по вертикали и горизонтали или диагонали. Самая сильная фигура на шахматной доске. ФЕРЗЬ – чуть меньше короля. У него на голове небольшая круглая шапочка (корона). В начале шахматной партии ферзей каждого соперника по одному. Ходит на любое число полей по вертикали и горизонтали или диагонали. Самая сильная фигура на шахматной доске. КОРОЛЬ – Его Величество, самый высокий и самый знаменитый. На шахматной доске он похож на человечка с короной в виде пики или креста. В каждом войске королей по одному: черный и белый. В честь короля – Шаха игра и стала шахматами называться. Ходит на одном поле по вертикали, горизонтали или диагонали. КОРОЛЬ – Его Величество, самый высокий и самый знаменитый. На шахматной доске он похож на человечка с короной в виде пики или креста. В каждом войске королей по одному: черный и белый. В честь короля – Шаха игра и стала шахматами называться. Ходит на одном поле по вертикали, горизонтали или диагонали.
СЛОН – на слона совсем и не похож. Фигура, похожая на человечка, который и управляет этим могучим животным. Слонов в каждой армии по два. Ходит на любое число полей по диагонали. СЛОН – на слона совсем и не похож. Фигура, похожая на человечка, который и управляет этим могучим животным. Слонов в каждой армии по два. Ходит на любое число полей по диагонали. ЛАДЬЯ – напоминает крепостную неприступную башню. Ладей в каждом войске по две. Ходит на любое число полей по вертикали или горизонтали. ЛАДЬЯ – напоминает крепостную неприступную башню. Ладей в каждом войске по две. Ходит на любое число полей по вертикали или горизонтали.
ПЕШКА – маленький человечек в круглом шлеме. Пехота, пехотинец, пешком – вот почему эта шахматная фигура так называется. Ходят только вперед. Пешек в каждой армии больше всего – по восемь. Ходит на одно поле по вертикали вперед. КОНЬ – Коня никогда ни с кем не перепутаешь. Это лошадиная голова. Но очень лихая - прыгает. Шахматных коней у противников по две. Ходит конь русской буквой Г. КОНЬ – Коня никогда ни с кем не перепутаешь. Это лошадиная голова. Но очень лихая - прыгает. Шахматных коней у противников по две. Ходит конь русской буквой Г.
ЧАСТЬ 3. Незыблемые правила игры в шахматы. Первое правило шахматной игры для начинающих: «Тронул – ходи!». Первое правило шахматной игры для начинающих: «Тронул – ходи!». При желании просто поправить фигуры следует сначала сказать «Поправляю». При желании просто поправить фигуры следует сначала сказать «Поправляю». Второе правило игры в шахматы: Второе правило игры в шахматы: «Ход считается сделанным, когда рука отнята от фигуры». «Ход считается сделанным, когда рука отнята от фигуры».
Третье правило: Третье правило: «Нельзя взять обратно ход, отречься от заявления о сдаче партии и от высказанного согласия на ничью». «Нельзя взять обратно ход, отречься от заявления о сдаче партии и от высказанного согласия на ничью». Четвертое правило в шахматах: Четвертое правило в шахматах: «Если во время или по окончании партии выяснится, что в начале фигуры были расставлены неправильно, партия переигрывается». «Если во время или по окончании партии выяснится, что в начале фигуры были расставлены неправильно, партия переигрывается». Пятое правило: Пятое правило: «Если во время или по окончании партии выяснится, что был сделан ход, противоречащий правилам игры, партия переигрывается с предшествующей позиции». «Если во время или по окончании партии выяснится, что был сделан ход, противоречащий правилам игры, партия переигрывается с предшествующей позиции».
1. Начинать партию ходами е 4 или d4. 1. Начинать партию ходами е 4 или d4. 2. Выводить легкие фигуры в первую очередь с королевского флага. 2. Выводить легкие фигуры в первую очередь с королевского флага. 3. Делать рокировку в короткую сторону. 3. Делать рокировку в короткую сторону. 4. Не ставить короля на край доски. 4. Не ставить короля на край доски. 5. Не делать бесполезных ходов пешками (особенно крайними). 5. Не делать бесполезных ходов пешками (особенно крайними). 6. После рокировки не ходить пешками от короля на два поля. 6. После рокировки не ходить пешками от короля на два поля. 7. Ставить ладьи на открытые линии. 7. Ставить ладьи на открытые линии. 8. Не выводить рано ферзя. 8. Не выводить рано ферзя. 9. Пока не закончилось развитие фигур, не заниматься «пешкоедством». 9. Пока не закончилось развитие фигур, не заниматься «пешкоедством». 10. После каждого хода противника смотреть, не напал ли он на вашу фигуру или пешку и не угрожает ли поставить мат. 10. После каждого хода противника смотреть, не напал ли он на вашу фигуру или пешку и не угрожает ли поставить мат. ЧАСТЬ 4. СОВЕТЫ.
1. Вести анализ и оценку позиции. 1. Вести анализ и оценку позиции. 2. Составлять план действия. 2. Составлять план действия. 3. Изыскивать комбинации и непрерывно вести расчет вариантов. 3. Изыскивать комбинации и непрерывно вести расчет вариантов. Три основных принципа шахматной партии
Основы обучения игре в шахматы приобретались с помощью компьютерных игр «Шахматы с Алладином», «Шахматная школа», «Мат в один ход». Основы обучения игре в шахматы приобретались с помощью компьютерных игр «Шахматы с Алладином», «Шахматная школа», «Мат в один ход». Полученными знаниями всегда хочется поделиться с друзьями, родителями, дедушкой и применить их в практической игре. Полученными знаниями всегда хочется поделиться с друзьями, родителями, дедушкой и применить их в практической игре. В классе я показала презентацию своей работы, а затем провела практическое занятие с одноклассниками. В классе я показала презентацию своей работы, а затем провела практическое занятие с одноклассниками. Некоторым ребятам понравилась эта игра. На перемене и после уроков мы сыграли уже не одну партию. Некоторым ребятам понравилась эта игра. На перемене и после уроков мы сыграли уже не одну партию. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучив историю игры в шахматы, ходы фигур, правила расстановки фигур на шахматной доске, любому ребенку возможно научиться играть в шахматы. Изучив историю игры в шахматы, ходы фигур, правила расстановки фигур на шахматной доске, любому ребенку возможно научиться играть в шахматы. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 1. Шахматы с Алладином. 1. Шахматы с Алладином. 2. Шахматная школа. 2. Шахматная школа. 3. Мат в один ход. 3. Мат в один ход. ВЫВОД
Играют дети!..