М. Ю Лермонтов. «Песня про купца Калашникова» Учитель: Елецкая Н.В.
Умения и навыки, формируемые на уроке. 1. Связный ответ на вопрос учителя. 2. Ответ на проблемный вопрос. 3. Умение анализировать эпизод произведения.
Как правильно дать ответ на проблемный вопрос? 1. Внимательно прочитай вопрос, вдумайся в его суть. 2. Отвечая на вопрос, сформулируй ответ- рассуждение: - тезис-утверждение; - доказательство (обоснование высказанной мысли, доводы, аргументы, примеры, цитаты…); - вывод, начинающийся словами: итак, словом, поэтому, из этого следует, таким образом, в качестве вывода, в заключение…).
Анализ эпизода 1. Кратко пересказать сюжет эпизода. 2. Проанализировать поступки действующих лиц эпизода. 3.Объяснить, как этот эпизод помогает нам понять образ главного героя (или охарактеризовать). 4. Сформулировать вывод, в котором объяснить, как данный эпизод раскрывает идейное содержание произведения.
Романтизм Это творческий метод в литературе и искусстве, в основе которого лежит стремление личности к абсолютной свободе, к недостижимому идеалу в сочетании с пониманием несовершенства окружающего мира
Основная черта романтизма Трагическое двоемирие. Герой осознает несовершенство мира и людей, страдает от общения с ними, в то же время желает жить в этом мире, с этими несовершенными людьми, мечтает быть понятым ими.
Черты романтического героя 1. Герой индивидуален, исключителен, отличается внутренней силой, цельностью, сосредоточенностью идее жизни, страстью борьбы. 2. Романтический характер строится по контрасту с обычным, обязательно вступает с ним в борьбу. О непонятен, загадочен. 3. Стремление к свободе. Во имя свободы герой способен бросить вызов всем и всему. 4. Наличие роковых страстей 5. Герой чаще одинок, он вступает в борьбу за свободу. За любовь, за Родину. Увлекает за собой других. 6. Язык романтических произведений необыкновенно богат, используются яркие метафоры, эпитеты, сравнения. 7. Часто используется пейзаж как средство характеристики героя
ЦЕЛЬ УРОКА 1. Познакомиться эпохой, описанной в поэме М. Ю. Лермонтова. 2. Прочитать поэму и обсудить ее основные проблемы. 3. Изучить понятие «литературный конфликт», выяснить, в чем заключается литературный конфликт в «Песне про купца Калашникова» 4. Рассмотреть образ купца, выделив и проанализировав основные эпизоды в произведении.
Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова. 1. К какому историческому времени относится произведение? Какие события произошли в России в XVI веке? Чем знаменит был царь Иван IV? Почему он был прозван Грозным? 2. Что такое опричнина? Чем опричники отличались от других подданных царя? 3. Почему в заглавии только два имени, а третьего нет? 4. О чем говорит слово «Песня» в заглавии?
Какой конфликт главный в «Песне»? Почему для остроты конфликта М.Ю. Лермонтов выбрал такого опричника, как Кирибеевич? Каково авторское отношение к Кирибеевичу? Подтвердите текстом. Кто в поэме, по-вашему утверждает авторский идеал? К какому типу героя отнесли бы вы Кирибеевича? 4. Что добавляет к вашему представлению о Кирибеевичу его встреча с Аленой Дмитриевной?
1. Что вы узнали о быте и нравах Москвы XVI в. из «Песни»? 2. Почему так сурово встречает купец жену? 3. Почему Алена Дмитриевна «затряслась, как листочек осиновый», увидев мужа, ведь она ни в чем не виновата? Является ли героическим героем Алена Дмитриевна?
1. Почему купец решает идти биться с Кирибеевичем? 2. Найдите сцену, где герои кланяются перед боем. 3. Кому и чему кланяется каждый из них? 4. На чьей стороне симпатии автора? 5. Почему он оправдывает Калашникова, хотя тот нарушил правила кулачного боя – ударил в висок? 6. Кто вершит суд над Калашниковым? 7. Почему конфликт не мог разрешиться мирно? 8. Кто победил в поединке?
Каков жанр произведения? Почему оно названо «Песней»? Как это проясняет авторскую позицию? Прочитайте заключительные строки «Песни» Почему в финале ни слова не говорится о могиле Кирибеевича? Почему каждая глава начинается и заканчивается упоминанием о гуслярах? Какие строки из «Бородино» подходят к «Песне»? Почему М.Ю. Лермонтов в своем творчестве обращается к истории?
Домашнее задание Написать эссе «Романтический герой в произведении М.Ю. Лермонтова «Песня про купца Калашникова»