"Освоение детьми способов работы с проблемной ситуацией" (Опыт работы "Клуба спасателей"») Надежда Михайловна Журавлева, воспитатель высшей категории МБУ детского сада 143 «Бусинка» г.о. Тольятти
Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров, которые представляют собой социально-нормативные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. «Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно- следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, социальном мире, у котором он живет; обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и пт..; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности»
ОТСМ-ТРИЗ технология полностью отвечает задачам реализации ФГОС дошкольного образования. И именно через моделирование мыслительных действий идет познавательное развитие дошкольников. Познание – это процесс. Взрослый должен не объяснять результаты собственного познания, а создавать условия по формированию у малышей СПОСОБОВ познания и обучение ПРИМЕНЕНИЮ этих способов в конкретной деятельности детей.
Технологическая компетентность дошкольника формируется в процессе решения проблем. А это самая главная модель ТРИЗ (АРИЗ). В традиционной дошкольной педагогике нет инструментов, с помощью которых ребенок может этому научиться. Педагоги- экспериментаторы испытывают трудности в работе с проблемами. Поэтому мы постоянно меняем формы этой работы. Выбор формы зависит от : уровня подготовленности коллектива уровня развития воспитанников
Работа с проблемами
Модель решения проблемной ситуации Пр. Ресурсы ИКР
Цель: усвоение Модели работы с проблемами Количество и качество решения проблемы зависит от количества усвоенных моделей мыслительной деятельности Формирование основ диалектического мышления невозможно без интеграции о всеми шестью зонами универсального пособия
В ОТСМ разработан комплекс из 4 технологий работы с проблемами: Технология «типовое решение»; Технология «противоречие»; Технология «новая проблема»; Технология «поток проблем». Каждая них предназначена для решения задач определенного класса.
Технологии работы с проблемами Обобщение подготовили Сидорчук Т.А., Нестеренко А.А. (осень 2010)
Служба спасения Родилась идея ее использования в ДОУ в рамках работы узкого специалиста. Апробирована с детьми начальной школы в рамках клубной работы, а затем и на уроках творчества (МСКОУ школа-интернат 4, Лицей 57, гимназия 89) Отработана сама технология спасателей и опубликована на сайте в дистанционном курсе «ТРИЗОБРЕТАТЕЛЬ» разработанном в соавторстве с А.А. Нестеренко (
Условия организации «Службы спасения» + Привлекательный образ спасателя хорошо мотивирует детей. Использование сказок не дает угаснуть интересу детей. Все проблемы имеют жизненный характер и находятся в непосредственном опыте детей. После решения проблемные ситуации перестают быть творческими задачами и становятся типовыми. - Чтобы использовать эту форму работы нужно иметь педагога, владеющего АРИЗ. Чтобы дети усвоили этот инструмент, необходима система в работе. Качество решений полностью зависит от количества использованных моделей ТРИЗ
Где брать проблемы? Сказочная картотека Опыт работы коллег, опубликованный в сборниках «Волга-ТРИЗ», ежегодно либо картотеки задач, либо примерные конспекты В.И.Тимохов «Сборник творческих задач по биологии, экологии и ТРИЗ», С.П. ТРИЗ-шанс, 1996 г На сайте Cоставлять задачник самим по ходу работы задачник
Структура занятия РАЗМИНКА. «Да-Нет» - отгадывание героя, у которого проблема. Звонок героя. Формулировка проблемы Моделирование проблемы. Определение того, чью проблему будем решать. ИКР – волшебные очки, позволяющее посмотреть на проблему другими глазами, когда все САМО делается Моделирование решений Выбор самого-самого …(не затратного по времени и ресурсам) Определение победителей и звонок герою.
Спасибо за внимание!