Стили делового общения Выполнила студентка АД – 21 Ямпольская Ирина
На поведенческую активность деловых партнеров влияет ряд факторов: особенности индивидуальной психики деловых партнеров, их темперамент, характер; внутренние установки и мотивации; когнитивные стратегии и тактики, отражающие различные оценки и способы восприятия ими конкретной деловой ситуации. На поведение деловых партнеров оказывает влияние также и форма делового общения (деловая беседа, деловое совещание, деловые переговоры, презентация и т.д.). В процессе делового взаимодействия каждый стремиться ориентироваться на свои цели и цели партнера. В зависимости от степени учета этих целей различают следующие стили делового общения: сотрудничество, соперничество, приспособление, избегание, компромисс.
Стили делового общения: Сотрудничество Соперничество Приспособление Избегание Компромисс
Стиль сотрудничества Предполагает максимальное достижение участниками делового взаимодействия своих целей. «Речь идет об открытой развивающей партнерской модели – демонстрации с помощью вербальных и невербальных сигналов готовности партнеров к совместным действиям (принятия положительного языка поз и жестов, использование приемов эффективного слушания)
Стиль соперничества Предполагает ориентацию лишь на свои цели, без учета целей партнера. Поэтому модели поведения, соответствующие этому стилю выражаются в нарушении деловыми партнерами интимной психологической зоны друг друга, в демонстрации угрозы посредством вербальных и невербальных сигналов и т.д.
Стиль приспособления Предполагает принесение в жертву собственных интересов, потребностей для достижения целей партнера.
Стиль избегания Предполагает уход от контакта, отказ от стремления к достижению своих целей для исключения выигрыша другого.
Стиль компромисс Предполагает частное, промежуточное (часто временное) достижение целей партнеров ради сохранения условного равенства и сохранения отношений.
Важно отметить, что среди всех стилей нет «плохих» или «хороших», все зависит от конкретной ситуации делового общения, целей, которые ставят перед собой партнеры, актуальных психических состояний общающихся.Выбор деловыми партнерами того или иного стиля действий определяет и соответствующие этим стилям типы взаимного психологического влияния. Например, стилю сотрудничества соответствует: расположение, убеждение, прошение, поощрение. А стилю соперничества – манипулирование, внушение, запугивание, принуждение, запутывание
К социально-психологическим механизмам, которые могут проявиться на интерактивной фазе делового общения можно отнести социальную фасилитацию (облегчение) и социальную ингибицию (торможение,сдерживание). Социальная фасилитация проявляется как положительное стимулирующее воздействие деловых партнеров на поведение друг друга. Социальная ингибиция проявляется в появлении у деловых партнеров чувства беспокойства, тревоги в присутствии друг друга.
Спасибо за внимание!