Практическое занятие для родителей воскресной школы « Золотой ключик » 2015 год
1. Актуальность темы 2. Как формируется эмоционально - волевая сфера в норме ? 3. Экспесс - диагностика « Эмоционально - волевое развитие ребенка » 4. Как помочь детям с недостаточно сформированной произвольностью ?
Успешность обучения в большей степени зависит от способности ребенка регулировать свою двигательную активность, познавательные процессы и эмоции.
Период активного созревания фактора произвольной регуляции относится к около семилетнему возрасту и может продлиться вплоть до лет в зависимости от индивидуальных особенностей
Произвольная регуляция двигательной активности Способность удерживать статическую позу Регуляция тонуса ( бодрствование - сон ) Способность удерживать двигательную программу ( последовательность движений )
Повтор упражнений без ошибок Регуляция напряжения – расслабления в мышцах Способность управлять мышцами лица и рук
Регуляция психических процессов Удержание инструкции взрослого Удержание программы выполнения задания Способность регулировать все познавательные процессы ( внимание, память, мышление, восприятие ) Способность к самоконтролю
Регуляция эмоций и поведения в целом Самостоятельное решение конфликтных ситуаций Способность соблюдать правила игры Способность регулировать свои эмоции Анализ своего эмоционального состояния и поведения с помощью речи
Неспособность удерживать позу Невозможность управления движениями пальцев, мимических мышц Искажения в повторе движений Невозможность сконцентрировать внимание, запомнить стихи при оптимальном уровне развития памяти
Неудержание инструкции или программы действий в практической деятельности и при выполнении заданий Импульсивность Расторможенность Агрессивность Обидчивость Неспособность анализировать свое эмоциональное состояние и поведение
Внутренние причины : особенности неврологического характера, полушарная организация головного мозга Внешние причины : особенности воспитания – стиль воспитания, правила в семье, границы
1. Обычно уравновешен, доброжелателен 2. Адекватно ведет себя в различных ситуациях ( при просмотре мультипликационных фильмов, чтении книг и т. п.) 3. Способен сопереживать
4. Ребенок воспринимает инструкцию ( задание ) и по инструкции выполняет действие, не нужно несколько раз повторять инструкцию 5. Ребенок способен работать самостоятельно 6. Способен оценить качество своей работы ( найти ошибки и исправить их ) 7. При неудаче не сердится, не расстраивается, принимает помощь взрослых ; с подсказкой выполняет задание, не отказывается продолжать работу
Игра – ведущая деятельность ребенка - дошкольника Игра – интересное и полезное занятие для родителей и детей, « золотой запас » Вашего ребенка
Подвижные Игры с мячами « День - ночь » « Берег - речка » « Море волнуется » « Пожар на дворе » « Роботы » « Огонь, вода, воздух » « Летела ворона » « Скалолаз »
Настольные ( напольные ) Игры с кубиками « Кот - рыболов » « Микадо » Игры – балансиры « Фоторобот »
Предложение роли контролера, учителя, папы, мамы … Ясные, понятные, стабильные, адекватные возрасту правила жизни в семье ( и вообще, их наличие …) Примеры правил.
Ю. Б. Гиппенрейтер « Общаться с ребенком. Как ?»
Достаточный уровень развития эмоционально - волевой сферы обеспечивает : При оптимальном уровне развития интеллекта - успешность в обучении Комфортное общение со сверстниками и учителями