Подготовила и провела Воспитатель ГБДОУ д / с 70 Профатилова Н. П., декабрь 2014 года
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает, формирование осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам ; ознакомление детей с природой, в основе которого должен лежать экологический подход, т. е. опора на основополагающие идеи и понятия экологии. Экологическое воспитание дошкольников необходимо проводить с учетом возрастных особенностей по двум направлениям : формирование экологических знаний и экологически правильного отношения к природным объектам. Для того чтобы научить детей правильно относиться к миру природы, необходимо дать им определенные знания о живой и не живой природе. Педагогический процесс в детском саду в основном должен строиться на методах наглядных и практических, в работе с детьми необходимо уделять большое внимание развитию поисковой деятельности ; проведению наблюдений и экспериментов с объектами живой и неживой природы, что помогает стать знаниям детей осознанными.
Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Идет обогащение памяти рэбенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Развивается речь рэбенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы. Происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения. Детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие - либо предметы и явления для достижения определенного результата. В процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера рэбенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.
Наблюдения и эксперименты По месту проведения опытов: -в группе -- на участке -- в лаборатории По характеру мыслительных операций: -констатирующие -сравнительные -обобщающие По характеру познавательной деятельности детей: -иллюстративные -поисковые По причине проведения: -случайные -запланированные -поставленные в ответ на поставленные вопросы рэбенка По количеству детей: -индивидуальные: 1-4 рэб. -групповые: 5-10 детей -фронтальные: вся группа По месту в цикле: -первичные -вторичные По способу применения: -демонстрационные -фронтальные По характеру объектов для экспериментов: -опыты с растениями -опыты с животными -с объектами неживой природы -объект-человек По продолжительности: -кратковременные 5-15 м. -длительные: свыше 15 м. По характеру включения в пед. процесс: -эпизодические -систематические По количеству наблюдений за одним объектом: -однократные -многократные -циклические
Формировать систему элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию рэбенка - дошкольника по теме : « Неживая природа – вода »; - развивать познавательный интерес к миру. - сформировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого рэбенка поведения. Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей. Развитие эмоциональной отзывчивости на музыкальные и литературные произведения, понимание содержания, средств выразительности. Формировать в детях эмоционально - радостное ощущение от активного участия в совместной коллективной работе.
Важно воспитать у детей смелость и способность действовать самостоятельно при встрече с тем или иным препятствием. Уметь оценить правильность выполнения задания и также самостоятельно исправить ошибки. Взрослый не осуществляет прямого обучения, способного затормозить или отрицательно повлиять на самостоятельность рэбенка в выборе методов и способов выполнения заданий. Поэтому каждое правильное решение рэбенок осознает как свою « победу ». А все задания, которые вызывают затруднения, разрешаются в беседе в виде диалога взрослого с рэбенком, в неназидательной подсказке взрослого. Необходимо активизировать детей, чтобы « интерес рэбенка мог забегать вперед ». Мы считаем, что овладение дошкольниками разными способами познания, в том числе и экспериментированием, способствуют развитию активной, самостоятельной, творческой личности. Экспериментируйте с детьми – это очень интересно !
становление у детей научно - познавательного, практически - деятельностного, эмоционально - нравственного отношения к воде как одному из источников жизни на Земле.
Самоутверждение личности рэбёнка : снятие зажима, скованности. Расширение знаний детей о свойствах воды, воздуха и их роли для окружающего мира. Освоение умения изображать один предмет разными способами. Развитие у рэбёнка фантазии, спонтанности, эмоциональности ; активизация словарного запаса детей. Получение удовольствия от выполненной работы в коллективе
Р ьн ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ Мир музыки: -развитие музыкальных способностей -знакомство с разными видами звуков -умение действовать в определенном ритме, темпе Развитие речи: -формирование цели -обсуждение методики и хода опыта -умение четко выразить свою мысль -совершенствование связных форм речи -чтение художественной литературы Мир искусства : -развитие изобразительных способностей -способность регистрировать увиденное -развитие наблюдательности -использование различных средств для создания выразительности образов Первые шаги в математику: -необходимость считать, измерять, сравнивать -определять форму и размеры Труд: -формирование трудовых действий -формирование трудовых навыков -доведение начатого до конца -подготовка и уборка оборудования Наблюдения: -восприятие хода работы и ее результатов -развитие наблюдательности, сосредоточенности, внимания Растим детей крепкими и здоровыми: -изучение строения систем и органов человека -приобщение к здоровому образу жизни -умение оказать первую помощь