Система работы по профилактике и коррекции речевых нарушений у обучающихся Мартынова Г.Г.
Логопедический пункт создан в нашем общеобразовательном учреждении в целях оказания помощи учащимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи (первичного характера), в освоении ими общеобразовательных программ (особенно по родному языку). Результаты деятельности школьного учителя- логопеда напрямую влияют на качество обучения по литературному чтению, русскому языку, окружающему миру, т.к. дети с речевыми нарушениями не способны полноценно осваивать программу по этим предметам без коррекции.
Дети с речевыми нарушениями Нарушения речи многообразны. Они проявляются в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи. Часто речевые нарушения негативно сказываются на качестве образования. Эти ученики страдают несформированностью определенных операций процесса письма.
Данные логопедического обследования (сентябрь 2014 г.) МОУ СОШ 4 1-е классы:(19 % обучающихся с различными речевыми нарушениями ) нарушение звукопроизношения (фонетическое недоразвитие) – 48 %; ФФН (фонетико-фонематическое недоразвитие) - 25 %; ФН (фонематическое недоразвитие) – 20 % НВОНР (не резко выраженное общее недоразвитие речи)– 5 %.
Артикуляторно- акустическая форма дисграфии. Артикуляторно-акустическая форма дисграфии возникает у детей с нарушением звукопроизношения( с нормальным фонематическим слухом и строением речевого аппарата) Артикуляторно-акустическая дисграфия представляет собой отражение на письме неправильного звукопроизношения. Ребенок пишет так, как произносит.
Акустическая форма дисграфии Акустическая дисграфия в своей основе чаще всего имеет нарушение слуховой дифференциации звуков речи. На письме наблюдаются замены букв, обозначающих следующие звуки: свистящие шипящие (с-ш, з-ж), звонкие глухие (б-п, в-ф, г-к, д-т, з-с, ж-ш), твердые мягкие, аффрикаты (ч-т', ч-щ, ч-ш, ц-т, с-ц). Этот вид дисграфии проявляется и в неправильном обозначении мягкости согласных на письме вследствие нарушения слуховых дифференцировок, а также сложности обозначения на письме («письмо» «письмо», «матч» «мяч», «весла» «весла»). Частыми ошибками являются замены гласных даже в ударном положении, особенно акустически и артикуляторной сходных звуков (о-у, е- ю).
Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Недоразвитие звукового анализа и синтеза проявляется на письме в нарушениях структуры предложения и слова. Характерные ошибки: пропуск гласного, («крова» «корова»), или согласного, особенно при стечении («растет» растет, «мика» мишка, «лит» лист); добавление гласного («палаток» - платок); перестановка букв («окно» окно); пропуски, перестановки, вставки, слогов («кава» корова, «палата» лопата, «листы точек» листочек); - слитное написание предлогов, раздельное написание приставок ("на столе", "на ступила").
Аграмматическая дисграфия Связана с недоразвитием грамматического строя речи. Аграмматизмы на письме проявляются: в искажении морфологической структуры слова, замене префиксов, суффиксов, флексий («налететь» влететь, «котенка» котята, «много стулов» много стульев); в нарушении предложно-падежных конструкций («на столом» на столе, «в кухня» в кухне); в нарушении согласования («пять дерев» пять деревьев). При этой форме дисграфии наблюдаются трудности конструирования сложных по структуре предложений, пропуски членов предложений, нарушение последовательности слов в предложении. Чаще всего страдают аграмматической дисграфией дети с ОНР(НВОНР).
Оптическая дисграфия. В основе оптической дисграфии лежит недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза. Проявляется в нарушении воспроизведения букв на письме : - замены графически сходных букв состоящих из одинаковых элементов, но отличающихся количеством данных элементов (л м, и ш, ш щ, ц, щ); - замены графически сходных букв отличающихся одним дополнительным элементом (о а, б д, с х, х ж); - замены графически сходных букв состоящих из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве (в д, т ш); - зеркальное написание букв (З-Е,С-Э, ).
Дизорфография Дизорфография - проявляется в стойкой неспособности освоить орфографические навыки (несмотря на знание соответствующих правил).
Дети группы риска 1. Ребенок - левша. 2. Переученный левша. 3. Иногда - ребенок, посещавший логопедическую группу. 4. Ребенок – билингвист. 5. Ребенок слишком рано пошел в школу (неоправданно ранее обучение грамоте иногда провоцирует возникновение дисграфии и дислексии.) Происходит это в тех случаях, когда у ребенка еще не наступила психологическая готовность к такому обучению. 6. У ребенка есть проблемы с памятью, вниманием. (не запоминает стихи)
Работа логопеда имеет целью восполнение пробелов в развитии средств языка и функции речи, а это значит, что в процессе логопедических занятий формируются полноценные предпосылки к обучению детей родному языку; Cпецифика логопедических приемов и методов создается за счет особой подачи и формы коррекционных заданий, цель которых активизация речевой и умственной деятельности ребенка;
Задачи коррекционного обучения формирование фонематического восприятия; формирование навыков фонематического анализа и синтеза; формирование навыков звукобуквенного анализа и синтеза; формирование навыков слогового и языкового анализа и синтеза; формирование представлений о различных типах связи (согласовании и управлении) в словосочетаниях и предложениях; развитие пространственно-временной ориентации; развитие зрительного и слухового восприятия; развитие связной речи; развитие процессов чтения и письма.
УПРАЖНЕНИЯ, которые помогут в преодолении дисграфии 1) "Корректурная правка". Ученик каждый день в течение пяти (не больше) минут работает над следующим заданием: зачеркивает в сплошном тексте заданные буквы. Начать нужно с одной буквы. 2) Найди слова. Составь из них предложения. Пивхырсадуцтръдружноьычцветутсщяблоникга. Трклетоцфчимбылоьойфэжаркое. Карандашъютчзакатилсяаыезподцгрышкафждар.
Дифференциация букв п-т Вставь пропущенные буквы Т или П НА КРА….ИВЕ, КАК НА …ЛИ…КЕ ВСКИ…Я…ИЛИ ЧАЙ УЛИ…КИ. ЗАХОДИ ЧАЙКУ НА…И…ЬСЯ, К…О КРА…ИВЫ НЕ БОИ…СЯ.
Поэтапное формирование операций фонематического анализа и синтеза, постепенное усложнение языкового материала и видов работы с ним; индивидуальный подход с учетом психофизических особенностей учащихся с речевой патологией повышает эффективность коррекционной работы по преодолению нарушений письма и чтения, и создает предпосылки для успешного обучения.
Известные дислексии и дисграфики Одной из особенностей Леонардо да Винчи был его почерк: Леонардо был левша и писал справа налево, переворачивая буквы так, что текст легче было читать с помощью зеркала Проблемы с усвоением информации или иными словами дислексия, это Том ощутил на самом первом этапе обучения. Были бесконечные внеклассные занятия, но Том не видел разницы между буквами, не умел складывать из них слова, не понимал смысла прочитанного.