Организация коррекционно- развивающей работы психолога в детском саду
В зависимости от характера коррекции различают две ее формы: симптоматическую – направленную на симптомы отклонений в развитии, и этиологическую коррекцию, направленную на источники и причины отклонений в развитии. Вторая форма коррекции имеет безусловный приоритет перед симптоматической формой. Недостаточность симптоматической коррекции обусловлена тем, что одни и те же симптомы отклонений в развитии могут иметь совершенно различную природу, причины и психологическую структуру и требовать различных способов преодоления и профилактики негативной симптоматики. Наиболее эффективной является взаимосвязь двух форм коррекционной работы – симптоматической и этиологической.
Коррекционная работа определяется следующими основными принципами: 1) принцип единства диагностики и коррекции развития: задачи коррекционной работы могут быть правильно поставлены только на основе полной диагностики и ближайшего вероятностного прогноза развития; 2) принцип нормативности развития: существование некоторой «возрастной нормы» развития, своеобразного эталона возраста требует учета основных закономерностей психического развития и значения последова тельных стадий развития для формирования личности ребенка;
3) принцип коррекции «сверху вниз»: основным содержанием коррекционной работы является создание зоны ближайшего развития личности; коррекция должна носить опережающий, предвосхищающий характер; 4) принцип коррекции «снизу вверх»: тренировка уже имеющихся психологических способностей человека; 5) принцип системности развития психи ческой деятельности: необходимость учета сложного системного характера психического развития в онтогенезе;
6) деятельностный принцип коррекции: организация активной деятельности ребенка, формирование обобщенных способов ориентирования в различных сферах предметной деятельности и межличностных взаимодействий. Среди наиболее типичных трудностей можно вы делить следующие: несоответствие уровня развития ребенка возрастной норме; неготовность к школьному обучению; низкий уровень произвольной регуляции; негативные тенденции личностного развития; комму никативные проблемы, проблемы поведения, эмоциональные нарушения; дезадаптация в детском саду, школе; неуспеваемость; проблемы взаимоотношений в семье. Каждому возрастному периоду сопутствуют определенные психологические трудности и проблемы
В зависимости от характера трудностей предлагаются следующие пути психокоррекции: 1. Коррекция умственного развития – развитие сенсорных способностей, мышления, внимания, памяти, речи; развитие познавательной мотивации. 2. Коррекция готовности ребенка к обучению – коррекция внутренней позиции ребенка; формирование положительной мотивации, адекватной самооценки; развитие мелкой моторики, пространственной ориентации, представлений о количестве, величине и др.
3. Коррекция поведения 4. Коррекция личностного развития – изменение воспитательных установок родителей; родительский тренинг; тренинг педагогического общения; игры психолога с ребенком (развитие отношений равноправия и партнерства); игры ребенка с родителями (проба на совместную деятельность); коллективные игры (распределение ролей и регуляция отношений); игровая коррекция поведения, арт терапия, психогимнастика и др.
Формы организации коррекционной работы с детьми и подростками могут быть самыми разнообразными: индивидуальные и групповые коррекционные занятия, тренинги. По числу участников – на групповые и индивидуальные.
Заикание
В настоящее время такой формой нарушения речевого общения как заикание страдает по разным данным от 1,5 до 3% населения. Заикание появляется чаще всего в возрасте 2,5 4 лет, когда происходит переход ребёнка к фразовой речи. Именно в этот период развития ребёнка его речевая функциональная система наиболее уязвима.