РАЗВИВАЮЩАЯ СИСТЕМА Л. В ЗАНКОВА «Если вы владеете знанием, Дайте другим зажечь от него свои светильники» Томас Фуллер
Система, разработанная нашим соотечественником, крупнейшим специалистом в области психологии и педагогики академиком Леонидом Владимировичем Занковым, создает условия для развития качеств личности ребенка.
Целью обучения школьников академик Л.В.Занков назвал достижение оптимального общего развития каждого школьника на базе усвоения предметных знаний, умений и навыков. Под общим развитием Л.В.Занков понимал целостное развитие ребенка - его ума, воли, чувств, нравственности при сохранении здоровья школьника.
ЗАДАЧИ Представить целостную общую картину мира средствами науки, литературы, искусства и непосредственно познания. Усвоение прочных знаний посредством продвижения ребёнка в общем развитии.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ СИСТЕМЫ РО АКАДЕМИКА Л.В.ЗАНКОВА Обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности. Ведущая роль теоретических знаний. Осознание процесса учения. Быстрый темп прохождения учебного материала. Работа над общим развитием каждого ребёнка.
Познавательная деятельность строится не от простого к сложному, а от сложного к простому (от какой-то незнакомой ситуации через коллективный поиск к её разрешению) Познавательная деятельность строится не от простого к сложному, а от сложного к простому (от какой-то незнакомой ситуации через коллективный поиск к её разрешению)
ЗАНКОВСКИЙ УРОК 1. НИЧЕГО НЕ ДАВАТЬ ДЕТЯМ В ГОТОВОМ ВИДЕ! 2. ВОПРОСЫ ПОИСКОВОГО ХАРАКТЕРА! 3. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ! 4. СОЕДИНЕНИЕ ЗНАНИЙ С ЭМОЦИЯМИ! 5. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОВТОРЕНИЯ!
"Ошибка находка для учителя!" Л.В. Занков «Ребенок не должен панически бояться ошибиться. Невозможно научиться чему-то, не ошибаясь. Старайтесь не выработать у ребенка страха перед ошибкой. Чувство страха – плохой советчик». «Дружеские отношения между учителем и учениками, создание внутреннего побуждения к учению, вся атмосфера живого познания действуют как необходимые компоненты целостной системы».
Обучение не обещает ученикам лёгкой, беззаботной жизни. «Трудность», которую мы предлагаем детям, рассчитана на её преодоление или самим учеником, или усилиями всего класса, или совместно с учителем.
СИСТЕМА Л.В ЗАНКОВА ДАЕТ: Ученику: Развитие ума, воли, нравственных представлений; Радость от свободного умственного труда, творчества и общения; Самостоятельность, уверенность, ответственность. Стремление к сотрудничеству Учителю: Изменение взгляда на образование и ученика Технологию развития личности учащегося, его познавательных и созидательных способностей Расширение возможностей для творчества Родителям: Уверенность в успешном будущем своего ребенка
«Не обижайте детей готовыми формулами, формулы – пустота; обогатите их образами и картинами, на которых видны связующие нити. Не отягощайте детей мертвым грузом фактов; обучите их приемам и способам, которые помогут их постигать. Не учите их, что факты – главное. Главное – воспитание в человеке человеческого» Антуан де Сент-Экзюпери