Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 2» Город Серпухов Московской области «ПРОЕКТИРОВАНИЕ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ» Выполнил: Ильина Алла Борисовна, учитель русского языка и литературы Серпухов 2014
Процессы глобализации, информатизации, ускорения внедрения новых научных открытий, быстрого обновления знаний и появления новых профессий выдвигают требования повышенной профессиональной мобильности и непрерывного образования. Новые социальные вопросы определяют новые цели образования и стратегию его развития. Фундаментальное ядро содержания общего образования
Методические принципы современного урока Субъективизация. Ученик рассматривается не как объект обучения, а как равноправный с учителем участник образовательного процесса. Метапредметность предусматривает формирование и развитие универсальных способностей учащихся. Деятельностный подход. Знания не преподносятся детям в готовом виде, а добываются ими в ходе поисковой и исследовательской деятельности. Коммуникативность. Обмениваясь информацией, ученики взаимодействуют на уроке. Рефлексивность. Ученики ставятся в ситуацию, когда им необходимо проанализировать свою деятельность в ходе урока. Импровизационность. Учитель должен быть готов к изменению и коррекции хода урока в процессе его проведения.
Принципы методики субъективизации: Ученик – равноправный с учителем участник процесса обучения, которому передается часть функций учителя: формулирование и определение цели урока, формулировка задания к учебному материалу. Взаимосвязанное сочетание интеллектуальных процессов: антиципации (предопределение учеником своих учебных действий), целенаправленное развитие логического мышления, повышенная речевая активность учащихся, рефлексия. Высокая сложность учебного материала частично поискового и проблемного характера на всех этапах урока.
Отличие структуры современного урока от традиционного Традиционный урок Современный урок 1. Организационный момент. 2. Проверка домашнего задания. 3. Объяснение нового материала. 4.Закрепление. 5. Итог урока. 6. Домашнее задание. 1. Мобилизующий этап. 2. Самоопределение учащихся на основе антиципации. 3. Момент осознания учениками недостаточности имеющихся знаний. 4. Закрепление нового материала. 5.Рефлексия.
Структура учебной деятельности (В.В.Давыдов) Учебно- познавательный интерес Целеполагание Учебные действия Самоконтроль Самооценка
Этапы технологии деятельностного подхода Самоопределение к деятельности Актуализация знаний Постановка учебной задачи Решение учебной задачи Первичное закрепление Самостоятельная работа с самопроверкой Включение в систему знаний, повторение Рефлексия Алгоритм проектирования педагогической деятельности по достижению образовательных результатов Цель урока: Тема урока: Представление о результатах: - личностные результаты: - метапредметные результаты: - предметные результаты: Технология: этапы (урока, изучения темы): - результаты этапа: - цель этапа: - деятельность обучающихся: - деятельность педагога:
Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода. Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы: уроки «открытия» нового знания (деятельностная цель – формирование способности к новому способу действия; образовательная цель – расширение понятийной базы); уроки рефлексии (деятельностная цель – формирование способности к рефлексии коррекционно-контрольного типа, к реализации коррекционной нормы; образовательная цель – коррекция и тренинг); уроки общеметодологической направленности (деятельностная цель – формирование способности у учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов; образовательная цель – выявление теоретических основ построения схем и моделей, опорных конспектов); уроки развивающего контроля (деятельностная цель – формирование способности к осуществлению контролирующей функции; образовательная цель – контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов).
Виды универсальных учебных действий Личностные УУД – система ценностных ориентаций школьника, отражающих личностные смыслы, мотивы, отношения к различным сферам окружающего мира. Личностные УУД выражаются формулами «Я и природа», «Я и другие люди», «Я и общество», «Я и познание», «Я и Я», что позволяет ребенку выполнять разные социальные роли («гражданин», «школьник», собеседник», «пешеход» и др.) Регулятивные УУД отражают способность обучающегося строить учебно-познавательную деятельность, учитывая все ее компоненты: цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка. Познавательные УУД – это система способов познания окружающего мира, построение самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации. Коммуникативные УУД – способность обучающегося осуществлять коммуникативную деятельность, использование правил общения в конкретных учебных и внеурочных ситуациях; самостоятельная организация речевой деятельности в устной и письменной форме.
Основные функции УУД Обеспечение возможностей учащимся самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. Создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить учиться», толерантности в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности. Обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.
Деятельность учащихся на уроке Фиксируют затруднения в собственной деятельности Выявляют причины этих затруднений Определяют цель своей дальнейшей работы Выбирают средства и способы достижения поставленной цели Осуществляют поиск необходимой информации Учатся сравнивать, анализировать, делать вывод, формулировать свое мнение и позицию, координировать различные позиции в сотрудничестве, лаконично излагать мысли в устной и письменной форме
Достигнутые результаты Итогом проведенного урока стало повышение интереса к своему родному языку, истории его развития. Расширился понятийный аппарат учащихся, обогатился их лексический запас, появился интерес к исследовательской деятельности, ребята стали более внимательны к слову и его употреблению в речи. Системно-деятельностный подход позволил осуществить целенаправленное формирование ключевых компетенций у учащихся, повысить качество знаний по предмету. Планомерное развитие коммуникативной компетенции создало условия для успешной социализации личности каждого обучающегося.