«Воспитание сказкой». Особенности методики Л.Б. Фесюковой Из опыта работы Шапиловой О.А., воспитателя МДОАУ «Детский сад комбинированного вида 4»
Сказка – прекрасное творение искусства. В мир сказок ребенок вступает в самом раннем возрасте, как только начинает говорить. Из сказок дети черпают множество познаний: это представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Сказка помогает ребенку разобраться в самых важных понятиях: на чем основываются отношения между людьми, как оценивать свои поступки и окружающих детей. Она помогает ребенку впервые испытать храбрость, доброту, чуткость, отзывчивость, сострадание, побуждающее прийти на помощь человеку, либо животному, попавшему в беду
Методика Л.Б. Фесюковой направлена на духовно-нравственное воспитание и развитие воображение Универсальная схема: 1 Нравственный урок. 2 Воспитание добрых чувств. 3 Речевая зарядка. 4 Развитие мышления и воображения. 5 Сказка и математика. 6 Сказка и экология.
Нравственный урок. «Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Выявить этот не всегда напрямую сформулированный «намек», прояснить его суть, дать себе урок - вот главная задача.
Воспитание добрых чувств «Есть другое важное личное качество, которое несет в себе и национальное, и общечеловеческое свойство. Это есть чувство доброты. Не надо дробить содержание воспитания. То бросаемся на воспитание дружбы и товарищества, то - на воспитание уважения к старшим. Личность целостна. Чувство доброты, по моему убеждению, составляет основу нравственной целостности личности. Доброта имеет национальный оттенок, но она всеобща» Ш. А. Амонашвили
Приемы работы с детьми: o учить детей сравнивать, сопоставлять; o формировать привычку доказывать, что это так или иначе; o ставить ребенка на место положительного или отрицательного героя, тем самым давая малышу возможность выбора собственной позиции; o упражнять детей в синхронном выражении чувств и телодвижений, обеспечивая значительно более глубокое сопереживание действиям и поступкам героев.
Речевая зарядка Детям предлагается: придумать несколько однокоренных слов (лес - лесок, лесовичок) срифмовать два слова (кузнец - удалец), а затем можно и нужно переходить к рифмованной цепочке и двустишиям как предвестникам словотворчества составить достаточно длинное, распространенное предложение в игре «От каждого - по словечку» - «Колобок» - «Колобок катится» - «Колобок катится по дорожке» - «Колобок катится по зеленой дорожке» и т.д.
Речевая зарядка найти ласковые, красивые, сказочные, грустные слова; сочинить длинное и в то же самое время смешное слово (к примеру, о лисе - «длиннохвостая», «пушистохвостая») разобрать слова с одинаковым написанием, но в различных по смыслу значениях. Этому способствует правильное ударение (мука - мука), а порой различный контекст (собачий хвост - собачий характер) объяснить этимологию слова (то есть его происхождение). В сказках присутствует множество слов, этимология которых лежит на поверхности (закоулочки…) произнести без гласных звуков какое-либо слово и предложить ребенку узнать его.
Развитие мышления и воображения придумывать старые предметы в новых вариантах (будильник хватает спящего за ушки, в нем заложены мелодии завтрака, гигиенических процедур и т.д.) превращать себя и членов своей семьи, друзей в другие одушевленные, а порой неодушевленные предметы (мама - цветок, я - Иван-царевич, папа - тучка и т.д.) составлять фантастические сказки о себе
Развитие мышления и воображения Метод шифров: перевернуть слово слева направо («Путаница» - «Ацинатуп») изобразить вверх ногами всего две буквы («Путаница» - «цуьаница») зашифровать слово или фразу с помощью флажковой грамоты зашифровать краткий текст сказки с помощью азбуки Морзе и т.д.
«Когда я слушаю - узнаю, когда делаю – запоминаю» объемная аппликация - мнется аппликационная бумага, немного распрямляется, из нее вырезается контур предмета, слегка наклеивается, затем, в случае необходимости, дорисовывается пальцевая живопись - рисунок выполняется с помощью красок пальцами или кулачками рисование на мокрой бумаге - смачивается кусок ваты или поролона, затем с их помощью влага ровно наносится на бумагу. Рисуется предмет густой краской волшебный рисунок - вначале рисунок наносится контурно, с помощью восковой свечи, а затем сверху покрывается краской: контуры как бы проявляются
«Когда я слушаю - узнаю, когда делаю – запоминаю» монотипия - рисунок наносится кистью и краской на целлофан, затем целлофан переворачивается и прижимается к бумаге «живая» капля - большая капля краски вместе с бумагой наклоняется в различные стороны. Полученный рисунок по необходимости обводится или дорисовывается коллаж - в рисунке используется сразу несколько вышеперечисленных методов плюс открытки, ткани, природные материалы
Сказка и математика Значительное место в этой рубрике отведено, как всегда, преобразовательной работе: на основе сказки придумывается задачка или считалка, или задачка с числами, или рифмованная строчка о цифре.
Сказка и математика Сколько весит булава? За какое время пробежит лиса 10 метров? 12 суток летела булава - это сколько дней? Сколько иголок у ежика - как можно ответить на этот вопрос?
Сказка и экология Важно не упустить объяснение эволюции, динамики развития предмета или явления. К примеру, семя яблока и вместе с ребенком проследим его динамику: семя - дерево - цветущее дерево - плоды - варенье и т.д.
Приемы работы со сказкой o Сказки о фантастических странах o Сказки о любимых игрушках o Сказки о путешествиях o Сказки от превращений o Сказки от одного слова o Коллаж из сказок o Сказка от считалки o Сказка от загадки и т.д.
Сказка от шуточного вопроса
Сказки из мусора
Моделирование
Сказки с частицей «Не» Частица «НЕ» ставиться перед: существительными перед глаголами
Спасибо за внимание!