РЕФЛЕКСИВНО - ЦЕННОСТНЫЙ ДИАЛОГ КАК ОСНОВА ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Ситник З. Н. ст. научный сотрудник ФГБНУ « Институт педагогического образования и образования взрослых РАО »
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ - это совокупность форм, методов, приемов и средств воспроизведения теоретически обоснованного процесса воспитания, позволяющего достигать поставленные воспитательные цели
РЕФЛЕКСИЯ РЕФЛЕКСИЯ ( от позднелат. reflexio обращение назад ), принцип человек. мышления, направляющий его на осмысление и осознание собств. форм и предпосылок ; предметное рассмотрение самого знания, кричит. анализ его содержания и методов познания …
ЦЕННОСТЬ ЦЕННОСТЬ - положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом, определяемая не их свойствами самими по себе, а их вовлеченностью в сферу человекеской жизнедеятельности …
ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА ОБРАЗОВАНИЯ : противостоять деградации общественной жизни, пробудить у молодежи чувство взаимопонимания, доверия, сотрудничества, развить у молодого поколения умение мыслить самостоятельно и кричитно, умело творчески использовать полученные знания, решать моральные проблемы межличностного и социального общения
РЕФЛЕКСИВНО - ЦЕННОСТНЫЙ ДИАЛОГ Диалог - неотъемлемый атрибут жизни личности : « Жить - значит участвовать в диалоге » ( М. М. Бахтин ). Диалог как способ познания действительности и одновременно как особая дидактико - коммуникативная среда, обеспечивающая субъектно - смысловое общение, рефлексию и самореализацию личности.
ОСОБЕННОСТИ РЕФЛЕКСИВНО - ЦЕННОСТННОГО ДИАЛОГА В диалоге не существует приоритета активности, инициативы, свободы во взаимодействии субъектов ни для одной из сторон. Замена предмета центризма антропоцентризмом, когда ученик с учителем оказываются в центре единой диалоговой системы : диалог национальной и европейской культур, диалог Востока и Запада, диалог внутри национальной культуры и т. д.
РЕЗУЛЬТАТ РЕФЛЕКСИВНО - ЦЕННОСТНОГО ДИАЛОГА Обогащаясь различными способами видения и восприятия мира, учась воспринимать другое не как чуждое, опасное, а как способное обогатить, вызвав со - переживание или со - мнение, - ребенок, входящий в мир культуры в процессе диалога, аккумулирует творческую энергию людей разных стран и эпох, превращает эту чужую энергетику во внутреннее достояние, источник собственной творческой деятельности.
ОСНОВА РЕФЛЕКСИВНО - ЦЕННОСТНОГО ДИАЛОГА в основе рефлексивно - ценностного диалога, являющегося основным источником духовно - нравственного развития обеих сторон, лежит мотивация педагога и осознание им мысли, что всякое знание является ценностным. Ценностную значимость передаваемого воспитанникам знания необходимо увидеть и сделать зримой для обучающихся.
ЕДИНСТВО ЦЕННОСТНОГО ПРОСТРАНСТВА - ОСНОВНОЕ УСЛОВИЕ Рефлексивно - ценностный диалог возможен только в едином ценностном пространстве, когда каждая из сторон стремится осуществить ценностную подстройку друг к другу, открыта для понимания и принятия ценностного поля другого. И успех такого диалога как мощного источника духовно - нравственного развития зависит от духовного горения педагога.
РАЗНОНАПРАВЛЕННОСТЬ ДИАЛОГА метод мышления, проникающий в ценностное содержание жизнедеятельности человека педагогический принцип и средство гуманистического воспитания, в основе которого заложено уважение и доброжелательное отношение к каждому человеку способ построения равноправного взаимодействия педагога и учащихся по смысложизненным вопросам. психологический механизм актуализации самосознания школьников, выстраивания Я - концепции, развития рефлексивных способностей.
ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РЕФЛЕКСИВНО - ЦЕННОСТНОМУ ДИАЛОГУ - Коллективное чтение отрывков из книг, просмотр фильмов и их совместное обсуждение ; Беседы на этические и философские темы ; Дискуссии ; Диспуты ; Изучение и обсуждение биографий великих людей ; Экскурсии по местам боевой и трудовой славы русского народа ; Добровольческие дела, трудовой десант, подготовка лекторских групп по темам этики, эстетики, социальным проблемам молодежи : наркомании, алкоголизма и т. д..
БОГАТЫЙ ДУХОВНЫЙ МИР ПЕДАГОГА - ЗАЛОГ УСПЕХА В ВОСПИТАНИИ Мир, как бы проходя сквозь личность педагога, протягивает свое воздействие до ученика при условии отзыва, отзвука на воздействие в душе педагога. Любые влияния мира затухают, пройдя через пустые коридоры духовного мира педагога. Он может говорить то же самое, что делает талантливый педагог и не получить воспитательного результата, если духовно пуст, тогда транслируется звук, действие, движение, но не мир в его ценностном содержании. ( Н. Е. Щуркова )
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ ! ЭЛЕКТРОННЫЙ АДРЕ C ДЛЯ ВОПРОСОВ И ПРЕДЛОЖЕНИЙ :