Учитель : Кононенко А. А.
Коммуникативная компетентность относится к группе ключевых компетентностей, т. е. имеющих особую значимость в жизни человека. Влияет на учебную успешность ; От нее зависит процесс адаптации ребенка к школе ; Условие эффективности и благополучия ученика.
Учащиеся не способны самостоятельно решать конфликты, но при этом не обращаются за помощью к взрослым. Не могут сделать самостоятельный выбор. Не умеют отстаивать свою точку зрения.
1. Организовать личностное коммуникативное пространство учащихся. 2. Помогать учащимся овладеть различными социальными ролями : организатор, участник общения. 3. Воспитывать коммуникативную инициативность ( т. е. способность владеть инициативой в общении ). 4. Развивать творческую активность учащихся.
1. Проблемное обучение. 2. Технология критического мышления.
Позволяет создать условия, которые заставляют учащихся задумываться над смыслом изучаемого содержания, искать нужную информацию. Для создания проблемной ситуации можно использовать : 1) факты, идеи, вызывающие удивление, поражающие своей парадоксальностью ; Пример : Говорят, что в Ледовом побоище никто не кричал « Ура !», а в Куликовской битве « Ура !» раздавалось со всех сторон. Подумайте, верно ли это и почему ? 2) Можно создавать ситуацию конфликта, когда новые факты и выводы выступают в противоречие с устоявшимися в науке теориями и представлениями Пример : По каким внешним признакам историки смогли доказать, что первые золотые и серебряные монеты князь Владимир начал чеканить только после крещения Руси ?
3) Можно создавать ситуацию предположения, которая основана на возможности выдвинуть собственную версию о причинах, характере, последствиях исторических событий. Пример : В период первобытности было много животных, мясом которых могли питаться люди. Однако люди часто голодали и даже погибали от голода. Почему в период первобытности такое могло случаться. В данном случае создаются условия для формирования умений анализировать и выделять главное, определять общее и особенное, выявлять причины и следствия, работать с источниками информации и формулировать собственную позицию по заданному вопросу, используя исторические сведения для ее аргументации.
Используя данную технологию школьник учится : а ) вырабатывать свой взгляд на вещи ; б ) видеть чужое мнение ; в ) вырабатывать коммуникативные навыки общения. Пример : При изучении темы « Преступление » можно предложить учащимся проанализировать текст, посвященный полемике вокруг смертной казни. При чтении они должны пользоваться пометками, обозначающими согласие, несогласие, вопросы. При обсуждении учащиеся должны привести аргументы в пользу своего мнения.