Теория управления человеком в организации Основы управления персоналом Лекция 2
Вопросы темы 2.1. Классификация теорий управления о роли человека в организации История управления персоналом как отрасли науки.
2.1. Классификация теорий управления о роли человека в организации. Классические теории Видные представители - Ф. Тейлор, А.Файоль, Г.Эмерсон, Л.Урвик, М.Вебер, Г.Форд, А.К.Гастев, П.М.Керженцев и др.
Постулаты теории Труд для большинства индивидов не приносит удовлетворения. То, что они делают, менее важно для них, нежели то, что они при этом зарабатывают. Индивидов, которые хотят или могут делать работу, требующую творчества, самостоятельности, инициативы или самоконтроля, немного.
2.1. Классификация теорий управления о роли человека в организации. Представителями теории человеческих отношений считаются: Э. Мэйо, К.Арджерис, Р.Ликарт, Р.Блейк и др.
Постулаты теории Индивиды стремятся быть полезными и значимыми, они испытывают желание быть интегрированными в общее дело и признанными как личности. Эти потребности являются более важными в побуждении и мотивированности к труду, чем уровень заработной платы
2.1. Классификация теорий управления о роли человека в организации. Авторами теории человеческих ресурсов являются А.Маслоу, Ф.Герцберг, Д.Макгрегор и др.
Постулаты теории Труд для большинства индивидов доставляет удовлетворение. Индивиды стремятся внести свой вклад в реализацию целей, понимаемых ими, в разработке которых они участвуют сами. Большинство индивидов ответственно, способно к самостоятельности, к творчеству, к личному самоконтролю даже большему, чем этого требует занимаемое индивидом по иерархии место
2.2. История управления персоналом как отрасли науки. История развития управления персонала начинается с 1900 г., когда, по мнению исследователей, началась специализация в этой области человеческой деятельности. До этого времени функции управления персоналом были прерогативой руководителя, который обычно до 80% своего рабочего времени тратил на управление сотрудниками.
История управления персоналом До 1900 г. Основное - Технология производства. Интересы персонала практически не учитывались; 1900–1910 гг. Безопасные условия труда и создание предпосылок для хорошей работы; 1910–1920 гг.Эффективность производства Повышение заработков на основе более высокой производительности труда;
История управления персоналом 1920–1930 гг. Учет индивидуальных особенностей работников при проектировании работ; 1930–1940 гг. Активизация профсоюзов, социальное партнерство. Сглаживание глубоких противоречий между работниками и работодателями; 1940–1950 гг. Экономические гарантии и социальная поддержка, гарантии экономической и социальной безопасности;
История управления персоналом 1950–1960 гг. Человеческие отношения во главу угла. Возможность проявления инициативы, развитие самодисциплины; 1960–1970 гг.Сотрудничество, развитие и углубление партнерства. Расширение участия работников в обсуждении и принятии управленческих решений; 1970–1980 гг. Перемена труда. Соответствие содержания работы изменениям способностей и запросов, устранение монотонности и однообразия в работе;
История управления персоналом 1980–1990 гг. Движение персонала. Надежная гарантия занятости в период экономического спада; 1990–2000 гг. Кардинальные изменения в составе рабочей силы, дефицит квалифицированного персонала. Расширение возможностей для адаптации к постоянно меняющимся условиям и потребностям производства.
Домашнее задание: Из различных источников найти сведения о вкладе в развитие науки об управлении персоналом. Оформить данные в таблице: Вклад : ФИО ученого : Источник