«Развитие у младших школьников логических мыслительных операций как условие сопровождения детской одарённости». Автор опыта: учитель начальных классов I квалификационной категории Папушева Галина Борисовна МОУ «Красногорбатская основная общеобразовательная школа» Селивановского района Владимирской области
Условия возникновения и становления опыта В Проекте Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» важнейшим направлением деятельности современной школы является создание системы поддержки талантливых детей, обладающих такими качествами, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. Работая по УМК «Школа России» передо мной встала проблема: как целенаправленно развивать у одарённых детей логические мыслительные операции, сделать обучение комфортным, содействовать укреплению психического и физического здоровья детей? В своей практической деятельности я исхожу из понимания, что «всякое развитие представляет собой процесс «самодвижения», совершающийся по своим внутренним законам. Движущими силами развития личности являются внутренние противоречия, приобретающие свой конкретный характер на каждом этапе развития» (Г.С. Костюк
Такими считаю: противоречия между новыми потребностями, запросами, стремлениями школьника и уровнем развития его возможностей, между предъявляемыми к нему требованиями и степенью овладения необходимыми для их выполнения умениями и навыками, между новыми задачами и сложившимися ранее привычными способами мышления и поведения. Диапазон представляемого мною опыта – единая система «урок – внеурочная деятельность». Опыт тесно взаимосвязан со школьным образовательным процессом в целом.
Актуальность и перспективность педагогического опыта Заявленная тема опыта звучит крайне актуально в рамках реализации ФГОС. Выявление одарённых детей, организация системной работы – одна из главных задач современной школы и образовательной практики в условиях модернизации российской системы образования. Учебно-методический комплект «Школа России», по которому я работаю, сориентирован на личностно- развивающее образование младших школьников. Изменились цели начального образования: на первый план теперь поставлены цели развития личности, воспитания нравственных и эстетических чувств, что четко обозначено в стандарте начального общего образования. Одна из важнейших задач в том, чтобы развивать у ребенка интерес к познанию.
Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа только со школьным учебником, они читают словари, энциклопедии, развивая свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности. Поэтому актуальность опыта заключается в разрешении противоречий, которые были выявлены в результате целостного осмысления процессов развития одаренности и создания условий для этого развития в рамках школьного образования на уроках и внеурочной деятельности: - между потребностью общества в выпускнике школы с высоким коэффициентом интеллекта и недостаточной разработанностью путей ее совершенствования; - между наличием единого для всего класса учебного пособия (учебник по предмету) и индивидуализированным темпом обучения одаренного ребенка; (работа по единым для всех детей учебникам, по единому календарному плану просто не позволяет учителю реализовать требование индивидуализации темпа обучения одаренного ребенка) - между образовательными потребностями одаренных детей и реальными возможностями их удовлетворения.
Ведущая педагогическая идея Ведущая педагогическая идея моего опыта заключается в создании системы работы по сопровождению детской одарённости. Среди определений понятия «одарённость» наиболее удачное, содержится в «Рабочей концепции одаренности».
Теоретическая база опыта С сентября 2011 года во всех образовательных учреждениях нашей страны введен Федеральный государственный образовательный стандарт. В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который, среди множества планируемых результатов, предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества; учёт индивидуальных особенностей учащихся; разнообразие их развития, обеспечение роста творческого потенциала и познавательных мотивов. Среди ключевых направлений развития образования в рамках национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» особое место занимает развитие системы поддержки одарённых детей, совершенствование развития творческой среды для выявления одарённых детей.
Проблемой развития мыслительной деятельности занимались многие ученые: В. В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский и др. Они теоретически и экспериментально доказали, что на сегодня школа еще не достаточно обеспечивает выпускникам необходимый уровень развития мыслительной деятельности. По их мнению, для успешного обучения, понимания учебного материала у учащихся должны быть сформированы три составляющих мышления: 1) высокий уровень элементарных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, выделения существенного, классификации и др.; 2) высокий уровень активности, раскованности мышления, проявляющийся в продуцировании большого количества различных гипотез, идей, возникновении нескольких вариантов решения проблемы; 3) высокий уровень организованности, проявляющийся в ориентации на выделение существенного в явлениях, в использовании обобщенных схем анализа явления.
Сущность ее опыта: 1. выявление наиболее умственно одаренных детей; 2. выстраивание целостной системы работы по развитию уровня мыслительных операций у одарённых детей; 3. создание благоприятных условий путем обогащения образовательной среды для развития интеллекта, исследовательских навыков, творческих способностей и личностного роста одарённых обучающихся; 4. расширение возможности для участия одарённых и способных школьников в российских творческих конкурсах, выставках, олимпиадах; 5. внедрение новых образовательных технологий для удовлетворения запросов одаренных обучающихся.
Новизна опыта. Новизна опыта состоит в создании авторской системы работы учителя по сопровождению детской одарённости в условиях начальной школы, которая включает: диагностику детской одарённости, создание комплекса благоприятных педагогических условий, необходимых для целенаправленного развития у одарённых школьников высокого уровня интеллекта в учебно – познавательной деятельности, разработку технологии взаимодействия с одарёнными детьми.
Технология опыта. Цель: создать систему деятельности учителя начальных классов по сопровождению детской одарённости, направленную на формирование повышенного уровня логических мыслительных операций на уроках и во внеурочное время. Задачи: Изучить психолого-педагогическую литературу по вопросу сопровождения детской одарённости. Проанализировать и собрать банк данных диагностических методик, выявляющих уровень сформированности логических мыслительных операций учащихся школы II ступени. Апробировать диагностические методики в исследовании интеллекта учащихся отдельно взятого класса (пронаблюдать динамику с первого по четвёртый класс). Создать систему деятельности учителя по сопровождению детской одарённости, направленную на развитие повышенного уровня логических мыслительных операций учащихся начальных классов. Обобщить исследовательский опыт детей отдельно взятого класса начальной школы, выстроить индивидуальную исследовательскую технологию ученика и представить в виде творческого проекта.
Результативность работы. Без исследования результативности невозможна работа учителя. Необходимо в течение учебного года отслеживать уровень развития логических мыслительных операций, используя различные методики и методы. Для того чтобы убедиться в правильности выбора пути решения поставленных задач, отвечающих за развитие высокого уровня логического мышления мной проведено диагностическое обследование определённой группы детей. Диагностические задания, составленные на основе шкал СТЕНФОРД – БИНЕ помогают выявить уровень развития форм логического мышления по возрастам.
Адресная направленность Представленный опыт может быть полезен учителям школы второй ступени, которые проявляют интерес к развитию детской одарённости и имеют мотивацию к созданию системы работы в данном направлении.
Приложения Портрет одарённого ребёнка 1. Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задаёт вопросы. 2. Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы. 3. Свободно высказывает своё мнение, настойчиво, энергично отстаивает его. 4. Склонен к рискованным действиям. 5. Обладает богатой фантазией, воображением. Часто озабочен преобразованием, улучшением общества, предметов. 6. Обладает хорошо развитым чувством юмора, видит юмор в ситуациях, которые могут не казаться другим смешными. 7. Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей. 8. Не конфликтен, не приспособленец, не боится отличаться от других. 9. Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без критического изучения. 10. Стремится к самовыражению, творческому использованию предметов.