Концепция развития социальной сплочённости в Ульяновской области
Определение Социальная сплочённость - способность общества обеспечивать благополучие своих членов, сводить к минимуму неравенство и избегать поляризации общества. 2
Основные проблемы Растущий децильный коэффициент; Увеличивающаяся дифференциация уровня жизни населения: город – село; здоровые – инвалиды; пожилые – молодые; бюджетники – работники коммерческого сектора; одиноко проживающие – семьи с детьми; полные семьи – семьи в одним родителем. 3
Принципиальная задача развития социальной сплочённости уход от разорительной модели «государства социального благосостояния», стремление снять с государства монопольную ответственность за создание и распределение социальных благ, разделить ответственность между государством, бизнесом и обществом. 4
Семь основных положений Концепции развития социальной сплочённости в Ульяновской области стратегический замысел формирования сплочённого общества в Ульяновской области должен опираться на интенсивное развитие гражданского общества и местного самоуправления; создание благоприятных условий на рынке труда для молодёжи и лиц предпенсионного и пенсионного возраста; 5
Семь основных положений Концепции развития социальной сплочённости в Ульяновской области развитие институциональной системы социальной защиты людей, зависящих от посторонней помощи, с привлечением средств и ресурсов как из государственных, так и частных источников; обеспечение социальной справедливости в доступности медицинской помощи и равных условиях для сохранения здоровья на всей территории Ульяновской области; 6
Семь основных положений Концепции развития социальной сплочённости в Ульяновской области отношение к бюджетным расходам на поддержку семьи как социальным высокодоходным инвестициям; доступность образования для каждого жителя Ульяновской области в зависимости только от его способностей и предпочтений; доступность современного качественного жилья для каждого жителя Ульяновской области. 7
Система целей Концепции выстраивание перспективы целей и стратегий их достижения в социальной политике (борьба с бедностью – снижение социальной дифференциации – повышение качества жизни – обеспечение реализации прав), что чрезвычайно важно для понимания населением действий региональной и местной власти; формирование условий для разделения ответственности между государством, бизнесом и обществом за создание и распределение социальных благ и повышения ответственности за достигаемые социальные результаты; 8
Система целей Концепции расширение форм участия жителей Ульяновской области в формировании государственной политики на региональном и местном уровнях, общественном контроле и самоуправлении, конструктивной социальной активности, сетях взаимной поддержки, благотворительности; преодоление «ведомственного» подхода к формулированию и разрешению проблемных ситуаций через развитие межведомственного, межмуниципального и межсекторного взаимодействия и социального партнёрства. 9
Восемь основополагающих принципов Концепции принцип выравнивания социального обеспечения жителей Ульяновской области; принцип адаптивности политики в области труда и занятости населения Ульяновской области; принцип адаптивности политики в сфере социальной защиты населения Ульяновской области; принцип адаптивности политики в сфере здравоохранения населения Ульяновской области; принцип доступности образования населению Ульяновской области); 10
Восемь основополагающих принципов Концепции принцип доступности и безопасности жилья для населения Ульяновской области; принцип разделения ответственности за создание и распределение социальных благ и за достигаемые социальные результаты между государством, бизнесом и обществом на территории Ульяновской области; принцип поощрения конструктивной социальной активности и ответственного поведения граждан и их объединений в Ульяновской области. 11
Элементы механизма развития социальной сплочённости в Ульяновской области (на перспективу до 2020 года) 1. Развитие конструктивной социальной активности, благотворительности, добровольчества. 2. Развитие общественно-государственного партнёрства в решении социальных задач на территории Ульяновкой области Развитие механизмов участия некоммерческих организаций в предоставлении государственных (муниципальных) услуг (работ) и социальном предпринимательстве на территории Ульяновской области 12
2.2. Развитие механизмов участия некоммерческих организаций в выработке и реализации социальной политики Ульяновской области Устранение барьеров для задействования потенциала социальных инициатив традиционных религий и социально ориентированных НКО в решении наиболее острых социальных проблем в Ульяновской области. 3. Совершенствование законодательных условий некоммерческой деятельности на территории Ульяновской области 13 Элементы механизма развития социальной сплочённости в Ульяновской области (на перспективу до 2020 года)
4. Развитие корпоративной социальной ответственности на территории Ульяновской области. 5. Содействие самооценке и самопознанию населения Ульяновской области. 14
Основной принцип создания системы оценки развития социальной сплочённости в Ульяновской области Создание системы самооценки населения Ульяновской области в целом первично по отношению к созданию системы оценки эффективности органов власти в сфере социальной политики. 15
Индикаторы «Власть» доля государственных (муниципальных) услуг (работ) в социальной сфере, оказываемых за счёт бюджетных средств негосударственными (немуниципальными) организациями (с отдельным учётом доли НКО и доли прочих организаций) %; доля услуг, работ, товаров в социальной сфере, предоставляемых за счёт бюджетных средств через механизм целевых потребительских субсидий (с отдельным учётом доли НКО и доли прочих организаций) %; доля бюджетного финансирования в совокупных доходах НКО (через механизмы госзаказа, госзадания, целевой потребительской субсидии, гранта (субсидии) и др.) % 16
Индикаторы «Бизнес» годовой объем пожертвований физических и юридических лиц – свыше 200 млн. рублей. 17
Индикаторы «Общество» число регулярных жертвователей – 25% экономически активного населения Ульяновской области (сейчас по разным оценкам около 5-10%); вовлеченность в добровольческую деятельность– 2% от общей занятости в человеко-часах (сегодня – порядка 0,2%); охват людей, зависящих от посторонней помощи, социальным обслуживанием – 100%. 18
Индикаторы «Результат 2020» место Ульяновской области в национальном рейтинге субъектов по уровню развития благотворительности – не ниже 5 места; децильный коэффициент – не более 8; удовлетворённость качеством жизни в Ульяновской области – выше 60% (сегодня – около 30%). 19
Этапы развития социальной сплочённости в Ульяновской области 2012 – 2015 годы. Оценка региональных целевых программ с точки зрения соблюдения принципов социальной сплочённости; совершенствование нормативно-правовой базы с целью упрочения позиции СО НКО в обществе; создание условий для формирования социальной ответственности бизнеса годы. Развитие институциональной среды поддерживающей социальную сплочённость в Ульяновской области. 20
Ресурсы Реализация основных положений Концепции не требует привлечения дополнительных средств из консолидированного бюджета Ульяновской области. Мероприятия реализуются за счёт средств соответствующих целевых программ по итогам их согласования с основными положениями Концепции. С целью методического обеспечения реализации Концепции развития социальной сплочённости, Правительством Ульяновской области и Общественной Палатой Ульяновской области формируется Методический совет Концепции. 21
Заключение Настоящая Концепция развития социальной сплочённости в Ульяновской области может быть использована при разработке и корректировке программ социально - экономического развития Ульяновской области на среднесрочную и долгосрочную перспективу, формировании заявок на участие в федеральных целевых и инвестиционных программах и проектах. 22
Спасибо за внимание! Приглашаю к обсуждению!