МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ Автор: Т.М.Краснеева, педагог-психолог МОБУ СОШ 77 Лазаревского района г.Сочи
Мотив – это внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности (деятельность, общение, поведение), связанное с удовлетворением определенной потребности. В качестве мотивов могут выступать идеалы, интересы, убеждения, социальные установки, ценности. Однако при этом за всеми перечисленными причинами всё равно стоят потребности личности во всём их многообразии (от базовых, жизненных, биологических до высших социальных).
Мотивационной сферой личности называют совокупность стойких мотивов, имеющих определённую иерархию и выражающих направленность личности. Мотив учения – это направленность ученика на различные стороны учебной деятельности.
Соответственно принято различать две большие группы мотивов учения: - познавательные мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности и процессом её выполнения; - социальные мотивы, связанные с различными социальными взаимодействиями школьника с другими людьми.
Познавательные мотивы: широкие познавательные мотивы, состоящие в ориентации школьников на овладение новыми знаниями; учебно-познавательные мотивы, состоящие в ориентации школьников на усвоение способов добывания знаний: интересы к приемам самостоятельного приобретения знаний, к методам научного познания, к способам саморегуляции учебной работы, рациональной организации своего учебного труда; мотивы самообразования, состоящие в направленности школьников на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний.
Все познавательные мотивы обеспечивают преодоление трудностей школьников в учебной работе, вызывают познавательную активность и инициативу, ложатся в основу стремления человека быть компетентным и т.д.
Социальные мотивы: широкие социальные мотивы, состоящие в стремлении получать знания, чтобы быть полезным обществу, желании выполнить свой долг, в понимании необходимости учиться и в чувстве ответственности. Здесь велико значение мотивов осознания социальной необходимости. К широким социальным мотивам может быть отнесено также желание хорошо подготовиться к избранной профессии. узкие социальные, так называемые позиционные мотивы, состоящие в стремлении занять определённую позицию, место в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить у них авторитет. Эти мотивы связаны с широкой потребностью человека в общении, в стремлении получить удовлетворение от процесса общения, от налаживания отношений с другими людьми, от эмоционально окрашенных взаимодействий с ними. социальные мотивы, называемые мотивами социального сотрудничества, состоящие в том, что ученик не только хочет общаться и взаимодействовать с другими людьми, но и стремится осознавать, анализировать способы, формы своего сотрудничества и взаимоотношений с учителем и товарищами по классу, постоянно совершенствовать эти формы. Этот мотив является важной основой самовоспитания, самосовершенствования личности.
В целом мотивационная сфера учения определяется следующими моментами: - характером самой учебной деятельности школьников, развёрнутостью и зрелостью её структуры, сформированностью её компонентов, - взаимодействием в ходе учения с другими людьми; - смыслом учения для каждого школьника (определяемым идеалами, ценностными ориентациями ученика); - характером мотивов учения, зрелостью целей; - особенностями эмоций, сопровождающих процесс учения.
Психологические принципы формирования мотивации учения школьников: При формировании мотивации следует ориентироваться на перспективы, резервы, задачи развития мотивации учения в данном возрасте. Для мобилизации резервов мотивации в каждом возрасте необходимо организовать включение ребёнка в активные виды деятельности и виды общественных взаимодействий его с другими людьми. В ходе осуществления этих видов деятельности и социальных контактов у школьника возникают новые качества психического развития – психические новообразования. Эти новообразования состоят в появлении у ребёнка нового, действенного отношения, новой позиции: к изучаемому объекту; к другому человеку; к себе и своей деятельности.
Применительно к мотивации эти новые психические качества выглядят следующим образом: Новый тип отношения к изучаемому объекту выступает как познавательная активность школьника - все виды активного отношения к учению как познанию: наличие смысла, значимости для ребёнка учения как познания; все виды познавательных мотивов; цели, реализующие эти познавательные мотивы; обслуживающие их эмоции. На основе этого школьник формируется как субъект учебной деятельности. Новый тип отношения к другому человеку выступает как социальная активность - все виды активного отношения к учению как к общению, к взаимодействию, к сотрудничеству: наличие смысла, значимости для ребёнка учения как взаимодействия с другим человеком; все виды социальных мотивов; цели, обслуживающие эти социальные мотивы; эмоции, сопровождающие социальные мотивы учения. На основе этого школьник формируется как субъект взаимодействия, общения с другим человеком. Новый тип отношения к себе выступает, как умение осознавать и перестраивать свою мотивационную сферу, соподчинять мотивы нескольких видов деятельности, изменять свои цели и т.д. Здесь закладывается основа для становления школьника как субъекта своей мотивационной сферы. На основе всех этих изменений ученик формируется как субъект обучения и воспитания в широком плане.
Пути формирования мотивации: Первый путь – его называют иногда путём «сверху вниз» - состоит в привитии школьникам идеалов, образцов того, какими должны быть мотивы учения. Здесь школьник усваивает «знаемые» мотивы как те эталоны, по которым он сверяет свое поведение, производит отождествление своих мотивов с мотивами предлагаемые обществом. Недостаточность этого пути состоит в том, что есть опасность чисто формального усвоения требуемых побуждений. Второй путь – «снизу вверх» - состоит в том, что ребёнок включается взрослым в реальные различные виды деятельности и так приобретает практический опыт поведения. Здесь у школьника складываются реально действующие мотивы. Недостаточность этого пути состоит в том, что не всегда есть уверенность, что сложатся именно те побуждения, которые необходимы. Единство же этих путей должно дать правильное сочетание и «знаемых» и реально действующих мотивов, обеспечивающих зрелость личности школьников, единство слова и дела. Обучение в школе включает оба эти вида воздействия на мотивацию учения.