Способы эмоционально - психологического саморегулирования : - расслабление мимической мускулатуры ; - « совершенствование » дыхания ; - визуализация это создание внутренних образов в сознании человека, то есть активизация воображения с помощью слуховых, зрительных, вкусовых, обонятельных, осязательных ощущений, а также их комбинаций. Визуализация помогает человеку активизировать его эмоциональную память, воссоздать те ощущения, которые он испытал когда - то.
- управление своим восприятием и его организация ; - верная оценка социально - психологического настроя партнеров по общению ; - " считывание " изменения в лице, голосе, жесте партнера по общению ; - " вскрытие подтекста " мимических движений, улыбки, взгляда, жеста ; - определение тона общения ; - установление необходимого контакта ; - умение по первому впечатлению прогнозировать " ход " общения.
- культура речевых высказываний, соответствующих нормам устной речи ; - осознанность жестов и пластики поз ; - контроль над эмоционально - мимическим сопровождением высказываний ; - произвольность речевого тона и речевой громкости.
способы завоевания инициативы в общении : - оперативность в организации изначального контакта - оперативный переход от организационных процедур к деловому и личностному общению - отсутствие промежуточных зон между организационными и содержательными аспектами начала взаимодействия - оперативное достижение социально - психологического единства с аудиторией, формирование чувства " мы " - придание взаимодействию личностного характера - организация целостного контакта - постановка вопросов, которые способны мобилизовать внимание партнера
1) творческое мышление ( нестандартность, гибкость мышления, в результате чего общение предстает как вид социального творчества ); 2) культура речевого действия ( грамотность построения фраз, простота и ясность изложения мыслей, образная выразительность и четкая аргументация, адекватный ситуации общения тон, динамика звучания голоса, темп, интонация, хорошая дикция ); 3) культура самонастройки на общение и психоэмоциональной регуляции своего состояния ; 4) культура жестов и пластики движений ( самоуправление психофизическим напряжением и расслаблением, деятельная самоактивация ); 5) культура восприятия коммуникативных действий партнера по общению ; 6) культура эмоций ( как выражение эмоционально - оценочных суждений в общении )
Язык общения Язык принятия Язык непринятия Оценка поступка, а не личности Похвала,комплимент Временный язык Ласковые слова Поддержка Выражение заинтересованности Сравнение с самим собой Одобрение Согласие Позитивные телесные контакты Улыбка Контакт глаз Доброжелательные интонации Эмоциональное присоединение Поощрение Выражение своих чувств Отражение чувств студента Отказ от объяснений Негативная оценка личности Сравнение не в лучшую сторону Постоянный язык Указание на несоответствие ожиданиям Игнорирование Команды Приказы Подчеркивание неудачи Оскорбления Угроза Наказание «Жесткая» мимика Угрожающие позы Негативные интонации
Я- высказывание должно строиться с учетом следующих требований: - выразить проблему, фокусируясь больше на действии, чем на личности; - сообщить человеку о своих чувствах, вызванных его действием; - объяснить причину своих чувств, не обвиняя его; - сформулировать желаемые изменения