Чехомова Юлия Васильевна учитель-логопед МАДОУ детский сад «Росток», д/с 48 д/с 48 Новоуральск 2014
Рабочая программа Рабочая программа воспитания и обучения детей с нарушениями речи 5 -7 лет жизни для групп общеразвивающей направленности в условиях логопункта на уч. год
Дислалия и дизартрия Дети 5 – 7 лет ОНР – 4 уровня ОНР – 4 уровня Сохранный интеллект ФНРФФНР
Программы: Т.Б. Филичева, Г.В.Чиркина «Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи»; « «Примерная адаптированная программа коррекционно- развивающей работы в логопедической группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет».
Обеспечение равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования Приоритетное направление деятельности
Цель программы - построение системы коррекционно-развивающей работы на логопедическом пункте для детей с ФНР, ФФНР,ОНР-4 уровня в возрасте с 5 до 7 лет, предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников. Одной из основных задач программы является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты*, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования.
Методы и приемы индивидуально-дифференцированного подхода, использованные в работе учителя-логопеда Образовательные маршруты III маршрутII маршрутI маршрут Показ наглядного материала - использование дополнительного материала (картинки-подсказки) - картинки-подсказки появляются, если ребёнок испытывает затруднения - наглядный материал подобран в соответствии с поставленными задачами; - дети обращаются к собственному опыту Приемы передачи информации (рассказ, объяснение, инструкция) -многократное повторение; - дается подробно, с выделением ключевых моментов. - повторяется в случае затруднения детей; - дается более кратко, обращается внимание на сложные моменты. - возможен повтор отдельных этапов; - максимально свернута «инструкция к действию»; - замена словесных приемов наглядными. Вопрос -использование вопросов-напоминаний («Ты помнишь, как...?») - использование репродуктивных и наводящих вопросов - использование поисковых вопросов («Вспомни, как….? Подумай..?») Речевой образец -повторение по речевому образцу педагога; - совместное составление предложений с педагогом. - повторение по речевому образцу с ребенком 1 маршрута; - совместное рассказывание с педагогом или ребенком 1 маршрута. - самостоятельное работа, образец по необходимости. Речевое упражнение - выполнение поэтапное, пошаговое; - подкрепление вербальными (инструкция, пояснение, указание) и наглядными (схемы, модели) приемами. - выполнение работы, составление предложений, полностью, с остановкой, если ребенок испытывает затруднение, - подкрепление вербальными (инструкция, пояснение, указание) и наглядными (схемы, модели) приемами. - выполнение задания полностью, от начала до конца, самостоятельно; - включение «поисковой ситуации» как приема: осуществление творческого подхода у детей к деятельности, который проявляется при внесении незначительных изменений и дополнений (материал с усложнением)
Индивидуально – дифференцированный подход в образовательном процессе заключается: в проектирование трех образовательных маршрутов; в ведении карт индивидуального развития детей; в чётком разведении задач для педагога и детей; в умении быстро и гибко перестраивать намеченный план и содержание работы в зависимости от инициативы детей; в подборе средств и дидактического материала.
Вывод: В результате использования индивидуально-дифференцированного подхода и здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе всегда отмечается положительная динамика в речевом развитии и коррекции звукопроизношения.
Качественная помощь и поддержка семьи в процессе развития и воспитания ребенка с ОВЗ.
1. Родители (законные представители), являются первыми педагогами детей. 2. Ответственны за воспитание, охрану здоровья, интеллектуальное развитие. Педагог
Формирование психолого- педагогической компетентности родителей Качество образовательного процесса Единый подход в воспитании со стороны ДОУ и семьи Полноценное развитие ребёнка с ОВЗ
Критерии коррекционно- логопедической компетентности родителей Понимание целей логопедической работы 1 Наличие устойчивого внутреннего мотива Наличие знаний о речевом развитии детей с ОНР и патологией зрения Наличие знаний о речевом развитии детей с ОНР и патологией зрения 4 Знания о нормальном ходе речевого развития Способность организовать ребенка на занятия Способность организовать ребенка на занятия 5 Оценка эффективности своей работы 6 Каждый успех составляется из множества продуманных и предусмотренных мелочей. В.Ключевский
1. «Общие закономерности нормального речевого развития дошкольников 5-7 лет». «Особенности физического, психического и речевого развития дошкольников, имеющих ОНР, ФФНР». 4. Подгрупповые консультации, посвященные решению вопросов, возникающих у родителей в процессе проведения самостоятельных домашних занятий по «Логопедической тетради». В нашем случае, «Логопедическая тетрадь» является дидактическим пособием, дополняющим предметно-развивающую среду дома (на каждую лексическую тему прописан подробный конспект занятия с ребёнком дома). Название семинаров и консультаций Название семинаров и консультаций 3. «Оптимизация предметно- развивающей среды в семье для старших дошкольников, имеющих патологию речи. 2. «Цели и задачи логопедической работы по устранению ОНР, ФФНР, ФНР. Необходимость включение родителей в образовательный процесс».
На сайте ДОУ я выберу для ребёнка самое лучшее!!! 1.Советы, рекомендации; 2. Компьютерные игры; 3. Полезные сайты; 4. Практические материалы. РОДИТЕЛЬ
Ш Мамы - Качественная динамика речевого развития; -Успешная социализация в д/с среди детей; -Лёгкая адаптация к школьной среде и окружающей жизни взрослых. Родители ДОУ