Кафедра нервных болезней с курсом медицинской реабилитации ПО Тема: Клинико-нейропсихологическая характеристика афазий с преимущественным поражением экспрессивной.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Кафедра нервных болезней с курсом медицинской реабилитации ПО Тема: Особенности строения коры. Речевые зоны. Проблема функциональной асимметрии. История.
Advertisements

Кафедра нервных болезней с курсом медицинской реабилитации ПО Тема: Смешанные и комплексные афазии. Атипичные афазии. Нейродинамические нарушения речи.
Классификация афазии. Афазии – это: нарушение уже сформировавшейся речи, возникающее при локальных поражениях коры (и «ближайшей подкорки» по выражению.
Кафедра нервных болезней с курсом медицинской реабилитации ПО Тема: Нарушения памяти при соматической патологии. лекция 10 для студентов III курса, обучающихся.
Кафедра нервных болезней с курсом медицинской реабилитации ПО Тема: лекция 2 для студентов, обучающихся по специальности – КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ.
Патология речевого процесса. Речь - сложная функциональная система, в основе которой лежит знаковая система языка в процессе общения. Речевая функциональная.
Функциональные блоки мозга. БЛОКИ МОЗГА - (англ. brain blocks) - структурно- функциональная модель мозговой организации высших психических функций человека,
Кафедра нервных болезней с курсом медицинской реабилитации ПО Тема: «Нейропсихологические синдромы при поражении лобных отделов мозга. Значение в клинике.
Методическая разработка (развитие речи) на тему: Презентация: Афазия
Кафедра нервных болезней с курсом медицинской реабилитации ПО Тема: Память и Болезнь Паркинсона. лекция 14 для студентов IV курса, обучающихся по специальности.
Прямое сопоставление упрощенных психологических схем и сложных лингвистических образований с теми или иными участками мозговой коры не оправдало себя ни.
Выполнила: Гамеза А.Н. 202 фкп. Варианты поражений 1) заднелобный (премоторный) синдром 2) префронтальный синдром 3) базальный лобный синдром 4) синдром.
Клинико-психологические и диагностические характеристики основных форм и видов афазий Кафедра клинической психологии ЮУрГУ А.В. Астаева.
Нейрофизиологические симптомы поражения теменной доли Ефимова Екатерина Анатольевна 202 ФКП Красноярский государственный Медицинский университет имени.
Нейролингвистическая и нейропсихологическая диагностика высших психических функций младших школьников Составитель: учитель-логопед Гроздова И. Н.
Нарушение речи и методы ее восстановления при амнестической афазии.
Автор презентации студентка Камского института инженерных технологий группы ЗТБ-13 ЛОМАЕВА РАМЗИЯ АЗГАРОВНА 1 курса факультета Инженерных технологий Кафедра.
В помощь родителям.. Агнозия - нарушение различных видов восприятия, возникающее при различных поражениях мозга. Различают зрительные, слуховые, тактильные.
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Институт международного образования Кафедра русского языка Актуальные проблемы современной.
НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ ОСНОВЫ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Нейропсихология – отрасль психологии, изучающая мозговую основу психических процессов на материале локальных поражений.
Транксрипт:

Кафедра нервных болезней с курсом медицинской реабилитации ПО Тема: Клинико-нейропсихологическая характеристика афазий с преимущественным поражением экспрессивной речи. Эфферентная моторная. Афферентная. Динамическая афазия. лекция 6 для студентов IV курса, обучающихся по специальности – КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ Ассистент кафедры Швецова И.Н. Красноярск, 2014 г.

План лекции: 1. Актуальность темы 2. Клинико-нейропсихологическая афазий 3. Эфферентная моторная афазия 4. Афферентная моторная афазия 5. Динамическая афазия 6. Выводы.

Актуальность Изучение особенностей нарушений высших мозговых функций и выявление данных расстройств в клинической практике является актуальной проблемой и играет важную роль в проведении лечебно – экспертной работы и должны учитываться для разработки программ нейрореабилитации.

Афазия (греч. phasis - речь) - расстройство речи, состоящее в утрате способности пользоваться словами для выражения мыслей и общения с окружающими при сохранности функции артикуляционного аппарата и слуха. Несмотря на то, что речь рассматривается как функциональная система, интегративно- нейронная организация всего мозга человека, выделяют специальные "речевые зоны" в коре больших полушарий, ответственные за различные виды афазий.

Теория А.Р. Лурия динамической системной организации высших корковых функций Основные положения теории: 1. Каждая психическая функция, представляющая собой сложную функциональную систему, осуществляется мозгом как единым целым. При этом различные мозговые структуры вносят свой специфический вклад в реализацию этой функции. 2. Различные звенья психологической системы размещены в различных корковых и подкорковых структурах и многие из них могут замещать друг друга. 3. При повреждении определённого участка мозга (прежде всего вторичных и третичных областей коры больших полушарий) возникает первичный дефект – нарушение определённого физиологического принципа работы, свойственного данной мозговой структуре (фактору). 4. В то же время в виде системного следствия возникают вторичные дефекты как результат поражения общего звена, входящего в различные функциональные системы. 5. Каждое звено психологической функциональной системы обеспечивается определённым фактором.

В коре имеется несколько зон, ведающих функцией речи: 1) Моторный центр речи (центр П. Брока) находится в лобной доле левого полушария - у "правшей", в лобной доле правого - у "левшей". 2) Сенсорный центр речи (центр К. Вернике) расположен в височной доле. 3) Зона, обеспечивающая восприятие письменной (зрительной) речи, находится в угловой извилине нижней теменной дольки.

Первичные речевые зоны коры

Этиология, патогенез Причиной афазий чаще являются сосудистые поражения головного мозга (бассейн внутренней сонной артерии, корковые ветви средней мозговой артерии) и опухоли мозга. Реже - травмы, энцефалиты, лейкоэнцефалиты, болезнь Пика

Эфферентная моторная афазия Эта форма возникает при поражении заднелобных отделов коры головного мозга (зона Брока)

Основной механизм синдрома – это нарушение кинетической организации речи, которое приводит к нарушению устной речи из-за невозможности переключиться с одного элемента речи на другой

Клиника распад грамматики высказывания (телеграфный стиль высказываний) и трудность переключения с одного слова (или слога) на другое вследствие инертности речевых стереотипов. Наблюдаются литеральные парафазии (замещения одних звуков другими), грубые нарушения чтения и письма.

Афферентная моторная афазия Эта форма возникает при поражении задних постцентральных отделов двигательного анализатора, нижние теменные отделы

Основной механизм синдрома – нарушение кинестетического ( чувствительного) фактора

Клиника Для таких больных характерно нарушение звена выбора звука. Первичный дефект заключается в неразличении близких по артикуляции звуков. Они смешивают артикулемы внутри группы (халат-халат, слон-слон). Нарушаются кинестетические ощущения от органов артикуляции. Ведущий дефект невозможность найти точные артикуляционные позы и уклады для произнесения слова

Динамическая афазия Эта форма возникает при поражении отделов мозга находящихся впереди от зоны Брока, и дополнительная речевая зона «Пенфилда»

Клиника У больного наблюдается аспонтанность речи, отсутствует речевая инициатива. Нарушается спонтанная развернутая повествовательная речь. Больной неохотно отвечает на вопросы, предпочитает молчать, хотя он хорошо говорит и понимает окружающую речь, сохранены автоматизированная речь, повторения

Выводы Современные представления о мозговой организации речей функции определяются тем, что понятие мозговых центров в речи признаны устаревшими. В настоящее время благодаря успехам нейропсихологии установлено, что речь имеет динамическую мозговую организацию, определены конкретные зоны, осуществляющие ее разные стороны. Только совокупность всех речевых зон обеспечивает реализацию речевой функции в целом, однако, в обеспечении ее отдельных видов приоритетны разные отделы мозга.

Литература: Основная: 1. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга / А.Р. Лурия. // СПб.: Питер Марютина Т.М. Психофизиология / Т.М. Марютина, И.М. Кондаков //М.: МГППУ Психофизиология. Учебник для вузов / Под ред. Ю.И. Александрова // СПб.: Питер Дунаевский В.В. Электронный учебник «Психиатрия и наркология». // СПб.: Санкт- Петербургский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова Цветкова Л.С. Афазиология – современные проблемы и пути их решения // М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК» Хомская Е. Д. Х = Нейропсихология: 4-е издание. // СПб.: Питер 2005 Дополнительная 1. Вартанян И.А. Физиология сенсорных систем / И.А. Вартанян. // СПб.: Лань Корсакова Н. К., Московичюте Л. И. Клиническая нейропсихология. // М.: МГУ Бурлакова М.К. Речь и афазия. // М.: Медицина А. Р. Лурия и современная психология / Под ред. Е. Д. Хомской, Л. С. Цветковой, Б. В. Зейгарник. // М.: МГУ 1982 Электронные ресурсы 1. ИБС КрасГМУ 2. БМ Мед Арт 3. БД Ebsco 4. БД Медицина

Спасибо за внимание!