Полезное использование попутного нефтяного газа в Российской Федерации: текущая ситуация и перспективы 2013 г. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования. 1 Руководитель Кириллов Владимир Владимирович
Негативное воздействие сжигания попутного нефтяного газа (ПНГ) на окружающую среду 2 СО 2 САЖА Mg SO 2 H2SH2S Fe CO Выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Тепловое и химическое воздействие. Парниковый эффект (разрушение озонового слоя) Негативное воздействие на объекты животного и растительного мира 2
Объем загрязняющих веществ образующихся при сжигании попутного нефтяного газа на факельных установках 402,8 тыс.т/год загрязняющих веществ Оксид азота 40 тыс.т/год (10%) Оксид углерода 260 тыс.т/год (64%) 3 Другие загрязняющие вещества 15,7 тыс.т/год (4%) Сажа 53,6 тыс.т/год (13%) Смесь угле водородов 6,5 тыс.т/год (2%) Диоксид серы 27 тыс.т/год (7%)
Энергетическая стратегия России на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от р Первый этап Второй этап Третий этап Снижение удельных показателей выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сброса загрязненных сточных вод в водоемы, образования отходов предприятиями энергетического сектора, в % к уровню 2005 г.: не менее 25% не менее 40%не менее 50% Обеспечение уровня эмиссии парниковых газов, в % к уровню 1990 г. не более 83% не более 90%не более 105% Коэффициент полезного использования ПНГ: 95% Создание благоприятной экономической среды: - стимулирование развития экологического бизнеса в энергетике и создание условий для внедрения экологически чистых энергоэффективных и ресурсосберегающих технологий. - снятие основных инфраструктурных, технологических и нормативно-правовых барьеров, препятствующих рациональному использованию попутного нефтяного газа. Поддержка стратегических инициатив: - разработка, внедрение и дальнейшее совершенствование системы экологического аудита и мониторинга. - стимулирование увеличения производства высококачественных продуктов переработки ПНГ с улучшенными экологическими характеристиками. Система перспективных регламентов, стандартов и норм: - ужесточение контроля за соблюдением экологических требований. - при реализации инвестиционных проектов в энергетике и при текущей эксплуатации энергетических объектов. - гармонизация норм российского и международного экологического законодательства. 4
Использование и сжигание попутного газа* (млн. м 3 ) Уровень рационального использования ПНГ в РФ составил: 2010 г. - 76,3% 2011 г. - 75,5% 2012 г. - 76,2% * по данным Министерства энергетики Российской Федерации 5
Уровень рационального использования, объемы добычи, сжигания попутного газа по федеральным округам* * по данным территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования 6
Уровень рационального использования, объемы добычи, сжигания попутного газа по федеральным округам* * по данным территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования 7
Организация инструментального контроля за рациональным использованием ПНГ Итого по РФ: факельных установок свечи рассеивания оснащены средствами измерения 8
Данные государственного надзора в отношении недропользователей, осуществляющих работы по использованию ПНГ В I квартале 2013 проведены проверки 18 недропользователей, по 33 лицензиям, по части выявления нарушений в части добычи и использования ПНГ За I квартал 2013 года взысканы штрафы в соответствии с ч.2 ст.7.3, ст.8.1,ст.8.10, ст.19.5 КоаП РФ За 2012 года проведены проверки 98 недропользователей, осуществляющих добычу по 467 лицензиям, выдано 87 предписаний об устранении выявленных нарушений За 2012 год взысканы штрафы общей суммой 19,85 млн.руб. в соответствии с ч.2 ст.7.3, ст.8.1, ст.8.41, ч.1 ст.8.21, ст.8.5 КоаП РФ Основные нарушения: 1. Невыполнение условий лицензионных соглашений по утилизации ПНГ 2. Отклонения фактических показателей по добычи и использованию ПНГ от проектных 9
Добыча попутного нефтяного газа ведущими компаниями недропользователями РФ млн.м 3 * по данным Министерства энергетики Российской Федерации. 10
Уровень рационального использования и объем инвестиций по ведущим компаниям недропользователям* В 2012 г. Ведущими российскими компаниями было использовано 48,1 млрд.м 3 сожжено 14,5 млрд.м 3 ОАО «Рос Нефть» *по данным Министерства энергетики Российской Федерации 11
Динамика изменения уровня рационального использования ПНГ в % по ведущим российским компаниям* *по данным Министерства энергетики Российской Федерации 12
Отсутствие финансовых стимулов - основная причина нерационального использования ПНГ А также: Низкая стоимость отпускной цены на ПНГ; Отсутствие системы инструментального способа контроля добычи, использования и сжигания Отсутствие необходимой инфраструктуры и технологий использования (переработки) ПНГ Отсутствие единой информационной базы затрудняет проведение комплексного анализа учетных показателей баланса ПНГ в РФ Отсутствие требований комплексного подхода к разработке месторождений. Отсутствие государственных гарантий инвесторам осуществляющим строительство газоперерабатывающих предприятий. Объективно низкий уровень использования ПНГ вызван вводом в эксплуатацию месторождений, удаленных от инфраструктуры по транспортировке и переработке ПНГ. Экономические причины охватывают несовершенство ценообразования на газовом рынке, низкие штрафные санкции за выбросы загрязняющих веществ, отсутствие системы финансовых льгот за улучшение использования ПНГ. Последствия: 1)Низкий уровень использования инновационных технологий, материалов и оборудования 2)Экономическая нецелесообразность полезного использования ПНГ Постановление Правительства Российской Федерации от Норматив сжигания 5% Юридическое лицо Повышающие коэффициенты платы За превышение За отсутствие приборов учета 2013 г - х г - х 25 ЦЕЛЬ – побуждение к сокращению загрязнения атмосферного воздуха при сжигании ПНГ и рациональному использованию ПНГ Принимаемые меры С 2013 г - х 120 Основные проблемы полезного использования ПНГ 13
Предложения по рациональному использования ПНГ 1. Провести инвентаризацию и актуализацию реестра факельных установок по сжиганию ПНГ и свечей рассеивания (ведение реестра факельных установок и свечей рассеивания ПНГ, данных о компонентных составах ПНГ нефтяных месторождений Российской Федерации. 2. Законодательно установить определение «попутный нефтяной газ» и его отнесения к полезным ископаемым и пересмотреть порядок ценообразования государством на ПНГ 3. Разработать предложения по осуществлению надзора за оснащением нефтегазодобывающих предприятий средствами измерений и учета данных, об объемах добываемого, используемого и сжигаемого ПНГ, а также инструментального контроля качества добываемого ПНГ на всех этапах его движения от добычи до переработки и реализации (предусмотрев учет естественной убыли и технологических потерь ПНГ). 14
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Спасибо за внимание 15