Особенности возникновения и развития девиантного поведения детей младшего школьного возраста
Каковы причины девиантного (отклоняющегося) поведения несовершеннолетних? особенностями индивидных, в том числе нейродинамических, свойств ребенка: нестабильностью психических процессов, психомоторной заторможенностью (или расторможенностью); неправильным воспитанием (гипопротекция, доминирующая гиперпротекция, потворствующая гиперпротекция и др.); особенностями восприятия и интерпретации ребенком тех или иных действий родителя (если ребенок оценивает действия родителя в качестве препятствия к удовлетворению актуальных потребностей, возникает нарушение поведения); неадекватным (защитным) реагированием ребенка на те или иные затруднения школьной жизни или на неудовлетворяющий ребенка стиль взаимоотношений со взрослыми и сверстниками; педагогическими ошибками учителей; стрессовыми ситуациями в семейном социуме: развод родителей и их занятость своими личными переживаниями; девиантное поведение как реакция на эмоциональное невнимание родителей; смерть любимого человека; девиация как реакция на потерю значимого лица; рождение в семье нового ребенка и переключение внимания родителей на малыша; девиация как ревность; различные формы насилия, применяемые к ребенку в семье (унижения, словесные оскорбления, пренебрежение к его потребностям); девиация как компенсаторный механизм, как ответ на насилие и др.
Каковы причины девиантного (отклоняющегося) поведения несовершеннолетних? Нарушение меры в воспитании, вызванное педагогической неграмотностью родителей: отсутствие требовательности (в 100% случаев), единства требований к детям со стороны взрослых членов семьи (95,7%), неверное применение наказания (83%) и поощрения (91,5%), жестокое отношение к ребенку, подавление его личности, физическое наказание (53,2%), избалованность, изнеженность ребенка (42,5%) и др. Безнадзорность, вызванная в одном случае занятостью родителей, в другом - их безответственным отношением к воспитанию детей. Отрицательный пример родителей (нечестный образ жизни), аморальное поведение, пьянство и др. Нарушение структуры семьи (отсутствие отца, конфликт с отчимом).
Основными признаками школьной дезадаптации младших школьников являются: Стойкая неуспеваемость в обучении. Отклонения в поведении обучающегося (как защитная реакция на требования взрослых). Хроническое снижение настроения. Наличие комплекса неполноценности, неверие в свои силы. Стойкое ощущение дискомфортности и эффекта «никому ненужности».
Какие формы девиаций (отклонений) характерны для младшего школьника? гиперактивное поведение (повышенная потребность в движении, обусловленная преимущественно нейродинамическими особенностями ребенка); демонстративное поведение (намеренное и осознанное нарушение принятых норм, правил поведения; варианты такого поведения: детское кривляние, капризы, сопровождающиеся внешними проявлениями раздраженности); протестное поведение (негативизм, строптивость, упрямство); агрессивное поведение (физическая, вербальная агрессия); инфантильное поведение (сохранение в поведении ребенка черт, присущих более раннему возрасту); конформное поведение (полностью подчинено внешним условиям требованиям других людей); симптоматическое поведение (закодированное сообщение, своеобразный сигнал тревоги со стороны ребенка; например, у ребенка закономерно поднимается температура именно в день проведения контрольной работы, диктанта).
Почему важно начать работу по профилактике и коррекции отклонений уже в начальных классах? Во-первых, отклоняющееся поведение детей носит эпизодический характер, не приобрело устойчивые формы, находится в стадии «становления». Во-вторых, единичные (отдельные) девиации не пересекаются с другими видами, что значительно облегчает работу по их преодолению. В-третьих, возможности воспитателя значительно шире возможностей специалистов (социального педагога, психолога), в функциональные обязанности которых входит реализация обозначенных направлений работы: младший школьник всегда «на виду» у учителя и воспитателя (на уроке, перемене, во внеурочной деятельности), и поэтому учитель и воспитатель первый видит проблему ребенка; учитель и воспитатель – это, как правило, авторитетное лицо и для ученика, и для родителя; учитель и воспитатель имеет все «рычаги» поднятия социального статуса ребенка в классном коллективе, устранения неблагоприятных условий, конфликтной обстановки в классе; учитель и воспитатель хорошо знает каждую семью своего класса, ее окружение; позитивные ресурсы;
Типичные ошибки (содержательные) Мероприятия носят поучительно-назидательный, директивный характер Запугивающий характер проводимых воспитательных занятий Демонстрация отрицательных образцов поведения (учитель «рисует» портрет курильщика, наркомана и т.п.) Предъявление детям информации, содержательно насыщенной, изобилующей цифрами Преобладание «словесных» методов воспитания нравственно-правового поведения Многократное упражнение в правопослушном поведении Формирование учителем в классном коллективе отрицательного отношения к личности трудного ребенка
Типичные ошибки (организационные) Детям предлагается большое количество разнообразных мероприятий профилактической направленности Вовлечение (чаще всего «механическое») трудных детей в воспитательное занятие Привлечение к проведению профилактических мероприятий специалистов- профессионалов Организация профилактической работы с ребенком, не вступая в контакт с семьей Ориентация на быстрые и кардинальные перемены в поведении ребенка Организация работы по принципу «ненормативное поведение, плохой поступок – немедленное, быстрое реагирование (беседа, поучение, требование и пр.) Установка на правопослушное поведение «Антистимулирование» (Л.Ю. Гордин), «методика негативного стимулирования» (И.А. Невский), т.е. исключение педагогически запущенного школьника из всех видов общественно полезной деятельности и общения, кроме учебной Подавление внешних проявлений трудновоспитуемости Учитель (самостоятельно) пытается исправить поведение ребенка