Подготовила руководитель ГПС Парулина В.Ю. социальный педагог МБОУ «Средняя школа 6» 2014 год
«Роль социального педагога в сопровождении внедрения ФГОС в общеобразовательных организациях» 1. Федеральный государственный стандарт второго поколения – Парулина В.Ю. 2.«Социально-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса в условиях введения и реализации ФГОС» - Парулина В.Ю.
С 1 сентября 2011 г. все российские школы перешли на новые Стандарты начального общего образования в рамках реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».
Ф ЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ - ЭТО СОЦИАЛЬНАЯ НОРМА, ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДОГОВОР МЕЖДУ ТРЕМЯ СУБЪЕКТАМИ : СЕМЬЕЙ, ОБЩЕСТВОМ, ГОСУДАРСТВОМ В чем отличие новых стандартов от ныне действующих? Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе
Новые образовательные стандарты, стандарты второго поколения – эти фразы давно на слуху у всех специалистов системы образования. Их ждали, обсуждали всей страной и пришло время начать применять новое на практике Не может остаться и в стороне от изменений и социальные педагоги, ведь новые стандарты, по словам разработчиков «особенно социальны» требуют при реализации обновленной роли социального педагога в школе
При внедрении ФГОС можно выделить 2 основные проблемы, а именно: проблемы детей инвалидов, детей-сирот, детей из многодетных, малообеспеченных семей и семей, попавших в трудную жизненную ситуацию; проблема неуспевающего ученика, которая выходит за рамки чисто педагогической и является одной из наиболее острых и требующих комплексного, методически осмысленного подхода Принято выделять две основные группы факторов экзогенные эндогенные
(Фирсов М.В. Теория социальной работы: учебное пособие для вузов /М.В.Фирсов, Е.Г.Студенова. – 3-е изд. – М.: Академический Проект, 2007
Введение ФГОС требует создания в образовательном учреждении инновационной деятельности по всем направлениям своего функционирования. Новое качество работы социального педагога должно быть связано с процессом «социального сопровождения». Такое положение максимально приближено к содержанию термина «педагог», существующее с древних времен Сопровождение – действие по глаголу «сопровождать» - «провожать, идти вместе с кем-либо для проводов». Толковый словарь В.И. Даля «Социально-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса в условиях введения и реализации ФГОС»
КАК ПРОЦЕСС - совокупность последовательных действий, позволяющих учащемуся максимально эффективно реализовать обучение и воспитание КАК МЕТОД – создание условий для принятия участниками образовательного пространства оптимальных решений в ситуациях школьного взаимодействия ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТОВ - объединение специалистов разного профиля, осуществляющих процесс
При успешной реализации данных мер обозначается четкий переход от методов борьбы с неблагополучием к методам социальной превенции. При успешной реализации социально – педагогического сопровождения обозначается четкий переход от методов борьбы с неблагополучием к методам социальной превенции ( предупреждение совершения преступлений несовершеннолетними, склонными к противоправным поступкам)
При успешной реализации данных мер обозначается четкий переход от методов борьбы с неблагополучием к методам социальной превенции. Картотека публикаций журнала «Работа социального педагога в школе и микрорайоне» за 2013 год
Основные этапы процесса сопровождения 1 этап Диагностика психического и социального здоровья подростка 2 этап Анализ полученной информации 3 этап Разработка программы сопровождения 4 этап Консультирование о путях решения проблемы 5 этап Анализ полученных результат ов и внесение корректировок
Технологии социальной работы с детьми - Комплексные социальные программы работы с детьми, т.е. организация культурно- досуговой деятельности; - социальное проектирование (научно-теоретическая и одновременно предметная практическая деятельность по созданию проектов развития социальных систем и объектов, являющихся значимой социальной потребностью)
Рекомендации специалистов: Индивидуализация образования реализуется через: выявление причин девиантности, определение возможностей включения в различные виды деятельности; раскрытие потенциалов личности во внеучебной деятельности, предоставление возможности для самореализации и самораскрытия (с помощью педагогов доп. образования) 1. Если не знаете, как взаимодействовать с подростком, остановитесь! 2. Устраняйте из вашего общения с подростком те способы или формы воздействия, которые вызывают у них протест или негативную реакцию. З. Соблюдайте принцип сотрудничества с подростком. 4. Не фиксируйте внимание подростка на его неудачах. 5. Не сравнивайте подростка с кем - либо ни в положительном, ни в отрицательном аспектах
Стандарт заставляет задуматься о том, какие условия необходимо создать и какие методы будут эффективными для достижения трёх групп результатов: личностных, метапредметных и предметных, а социальный педагог оказывает педагогическую поддержку в ходе внедрения ФГОС и осуществляет социальное сопровождение детей, требующих внимания, а именно: с ОВЗ, с девиантностью, одарённые дети и т.д. Социально-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса в условиях введения и реализации ФГОС нового поколения сегодня особенно значимо и актуально. Социальный педагог в условиях реализации новых стандартов становится ключевой фигурой: родители, педагоги и дети находятся под его пристальным вниманием