Неблагополучная семья, как фактор формирования девиантного поведения детей. Направления психической помощи этим детям.
Неблагополучная семья – это семья, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные дети».
Типы неблагополучных семей: Конфликтная семья; Аморальная семья ; Педагогически несостоятельная семья ; Асоциальная семья.
Причины, вызывающие семейное неблагополучие: Причины микросоциального характера ; Причины психолого-педагогического характера; Причины медико-психологического характера.
Взаимосвязь семейного неблагополучия и девиантного поведения
Девиантное поведение это поведение, отклоняющееся от общепринятых, социально одобряемых, наиболее распространенных и устоявшихся норм в определенных сообществах в определенный период их развития.
Стили семейных отношений, которые ведут к асоциальному поведению несовершеннолетних: Дисгармоничный стиль воспитательных и внутрисемейных отношений ; Нестабильный стиль воспитательных влияний в неполной семье ; Асоциальный стиль отношений в дезорганизованной семье.
Семьи с алкогольной зависимостью. Пьянство -причина многих неврозов и нарушений поведения у членов семей пьяниц. В подавляющем числе случаев различные психические расстройства у детей вызываются пьянством родителей, их социальной деградацией, хулиганством, плохим самоконтролем.
Психологические особенности детей стремятся всеми силами скрыть позор семьи; не могут откровенно говорить о своей семье ни с друзьями, ни с учителями; каждый становится подозрительным и злобным; скрытие тяжелых чувств в себе, разочарование; дети становятся родителями своих родителей.
Профилактика девиантного поведения.
Способы профилактической работы. Разъяснительный Задача разъяснительной профилактики состоит в том, чтобы добиться решительного осуждения общественностью негативных проявлений в молодежной среде. Упреждающий Направлена на целые направления, комплексы социальных отклонений: мировоззренческие, трудовые, семейно- бытовые.
Алгоритм работы социального педагога с неблагополучной семьёй. Подготовка – предварительное знакомство со всеми имеющимися сведениями о семье,составление плана беседы; Установление контакта специалистов с членами семьи; Выявление сущности семейных проблем, причин их возникновения и внутренних ресурсов неблагополучной семьи;
Определение плана выхода семьи из тяжёлой ситуации, содержания необходимой помощи и поддержки со стороны специальных служб, стимулирование родителей к самопомощи; Реализация намеченного плана, привлечение специалистов, способных помочь в разрешении проблем, которые семья не может решить самостоятельно Патронаж семьи (в случаях тяжелого неблагополучия может продолжаться до нескольких лет).
Психологические центры Нижнего Новгорода.
Центр «Психология лайт»; Центр психологии «Планета Людей»; Центр социальной помощи семье и детям «Журавушка» ; Социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних «Солнышко».
Литература. 1. Антонян Ю. М., Саличев Е. Г. Неблагоприятные условия формирования личности в детстве и вопросы предупреждения преступности. - М., Бокарев Н. Н. Процесс социальной девиации // Уч. зап. МГСУ с Девиантное поведение детей и подростков: проблемы и пути их решения / Под ред. В. А. Никитина. - М., 1996.
4. Донина О. И., Шубович М. М. Семья: педагогические аспекты деятельности социального работника. Уч. пос. - Ульяновск: УлГУ, Шульга Т. И., Олифиренко Л. Я. Психологические основы работы с детьми "группы риска" в учреждениях социальной помощи и поддержки. - М., Клейберг Ю. А. Психология формирования здорового образа жизни подростков. - Ульяновск: УлГУ